Пункт 2.1.2 раздела 2 ПДД «Общие обязанности водителей» гласит, что водитель обязан быть пристегнутым при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности. Также должны быть пристегнутым пассажиры. При этом оговаривается, что не пристегиваться все-таки могут водители и пассажиры тех автомобилей, которые конструктивно не имеют ремней безопасности. Разберемся, что это за транспорт.
Речь идет, прежде всего, о ряде автомобилей советских времен, где ремнями безопасности оснащали не все посадочные места. Например, на «уазике» УАЗ-469 и УАЗ 31512 в начальных модификациях и комплектациях с тканевым тентом ремней безопасности не было с завода. Аналогичная ситуация — с «Волгой» ГАЗ-21 с ее неразрезным передним диваном. То же касается и других ретро-автомобилей, в том числе иностранного производства. Это, например, винтажные Mercedes-Benz SL 60-х годов. Сегодня владельцам таких машин приходится попотеть, чтобы обжаловать штрафы за непристегнутый ремень, выписанные с помощью камер фото-видеофиксации.
Для решения вопроса, к слову, следует предоставить в ГИБДД или Центр организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) данные об автомобиле, подтверждающие, что конструкция не предусматривает ремней безопасности. При этом понятно, что если ремни как заводское оснащение изначально были, но водитель их демонтировал, за это придется нести ответственность.
Некоторые модели автобусов и грузовиков, особенно прошлых лет также могут не оснащаться ремнями безопасности, и, соответственно, пристегнуться не получится, даже если захочется. Например, такая деталь нередко отсутствует на многих междугородных автобусах, а также рейсовых автобусах, электробусах, трамваях и троллейбусах. Как говорят эксперты, это связано с более низкой скоростью движения, незначительным временем, которое пассажир проводит в салоне и менее серьезными травмами, которые пассажиры муниципального транспорта получают, согласно статистике, при авариях в сравнении с людьми, находящимися в салоне «легковушек».
Также в исключительных ситуациях водитель и пассажиры могут отстегнуть ремни безопасности для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Более того, именно так рекомендуется сделать Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, когда автомобиль движется по ледовой переправе и вообще — по замерзшим водоемам. Оно и понятно — ведь если машина начнет проваливаться под лед, у людей в салоне есть считанные секунды, чтобы выбраться из салона.
Еще одно исключение — это нахождение в особых ситуациях, например, когда вам предоставляется медицинская помощь в автомобиле скорой помощи. В таких условиях медицинский персонал может принять решение не использовать ремень безопасности, например, для обеспечения доступа к пациенту.
Отдельно отметим, что с 2010 года «привилегии» не пристегиваться лишились сотрудники ДПС и работники других оперативных служб. Не существует в нашей стране, в отличие, например, от Узбекистана, также и поблажек для беременных. Женщины в положении должны быть пристегнуты, как за рулем, так и на пассажирском сиденье.
За непристегнутый ремень предусмотрены различные штрафы. А именно, согласно КоАП, водитель за такое нарушение обязан будет заплатить 1000 рублей, пассажир — 500 рублей. Причем, если не пристегнулся только пассажир, то штраф наложат как на него (500 рублей), так и на водителя (500 рублей).