Найден самый старый в мире кастом-автомобиль. Это машина-лебедь

Такие автомобили, как Swan — творения, которые существуют, потому что кто-то был готов вложить в них достаточно много денег назло богачам-единомышленникам
Brooke Swan Car
Источник: Louwman Museum

Автомобиль Brooke Swan Car 1910 года выпуска часто называют первым в мире автомобилем, изготовленным на заказ. Это бессмысленный образец превосходного мастерства, наполненный невероятными для своего времени «технологиями».

Появление этого проекта стало возможным благодаря шотландцу Роберту Николлу Мэтьюсону — очень богатому и эксцентричному инженеру из Индии. Очевидно, Мэтьюсон обладал уникальным чувством юмора, поэтому ему пришла в голову идея построить для себя самый дурацкий автомобиль, который на тот момент видела британская элита, живущая в Калькутте.

Для этого он обратился к британскому судостроителю Brooke Marine, который к тому времени занялся производством автомобилей. Всего было построено не более дюжины автомобилей Brooke, и среди них нашлась основа для автомобиля Swan. Это был седан с рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 30 л.с. и 3-ступенчатой трансмиссией. Максимальная скорость составляла 69 км/ч. В то время Brooke стоил в 10 раз дороже «Роллс-Ройса».

Brooke Swan Car
Источник: Louwman Museum

Лебедь, который нависает над автомобилем и фактически служит капотом, был создан ведущим в стране производителем ярмарочных аттракционов. Вся конструкция сделана из дерева, поэтому вес автомобиля превышает 3000 кг.

Brooke Swan Car
Источник: Louwman Museum

Идея автомобиля Swan заключалась в том, чтобы изобразить лебедя, грациозно скользящего над прудом с золотыми лилиями. С этой целью задняя часть автомобиля была покрыта цветами лилий из сусального золота и маленькими рыбками — даже дверные ручки выполнены в форме рыб.

Самое странное в этом транспортном средстве — это то, как оно было «подготовлено» для движения по Калькутте. Клюв лебедя открывается, и водитель мог заставить его выплевывать дымящуюся воду прямо из системы охлаждения двигателя, чтобы распугивать пешеходов. Неподобающая по современным меркам идея, но для мистера Мэтьюсона это было явно не так.

Brooke Swan Car
Источник: Jay Leno's Garage/YouTube

Список гаджетов на этом тоже не заканчивается. Глаза лебедя светятся, вероятно, для того, чтобы сделать его более заметным на дороге среди крестьян, а большие щетки непрерывно работают, очищая колеса от навоза.

Brooke Swan Car
Источник: Jay Leno's Garage/YouTube

Кабина водителя частично закрыта, но задняя часть, где мог бы сидеть пассажир, — нет. Связь между двумя отсеками осуществлялась с помощью запатентованной системы «telegram», с помощью которой пассажир мог сообщить водителю, куда ехать и с какой скоростью, не разговаривая с ним.

Brooke Swan Car
Источник: Jay Leno's Garage/YouTube

Пассажирский салон обтянут тончайшим индийским шелком и оснащен самой ранней системой кондиционирования воздуха. Двойная крыша обеспечивает дополнительную защиту от палящей жары. Также здесь есть небольшая клавиатура, которая управляет восьмитональным клаксоном, что позволялю Лебедю «петь».

Лебедь также мог какать, и это, пожалуй, самое возмутительное устройство автомобиля: при нажатии кнопки клапан сзади открывался, выпуская побелку, создавая иллюзию птичьего помета.

Мэтьюсон заказал автомобиль в 1909 году. Строительство было завершено год спустя. Автомобиль вызвал такое безумие и панику на улицах, что полиция была вынуждена запретить его всего после пары поездок. При заявленной стоимости от 10 000 до 15 000 фунтов стерлингов (это примерно 2 миллиона долларов в сегодняшних деньгах) Мэтьюсон остался с автомобилем, которым он больше не мог пользоваться.

Поэтому он продал его. Махарадже Набхи понравилось необычное транспортное средство, и он купил его за нераскрытую сумму. В 1920 году он заказал Cygnet, полностью электрическое транспортное средство меньшего размера, соответствующее автомобилю Swan по дизайну. На нем его сын мог передвигаться по дому. Cygnet мог только поворачивать голову из стороны в сторону во время движения.

Пар из клюва и эмульсия из-под хвоста на Brooke Swan
Источник: deRivaz Ives

Семья Махараджи владела этими двумя автомобилями-лебедями в течение 70 лет. Эверт Лоуман купил их в 1991 году и провел тщательную реставрацию обоих. С тех пор они нашли пристанище в автомобильном музее Лоумана в Нидерландах.

За годы, последовавшие за реставрацией, автомобиль Brooke Swan бесчисленное количество раз появлялся за рубежом, в том числе несколько раз на Pebble Beach Concours d'Elegance.