Заводные настройки: автомобилисты оказались не готовы к морозам

Количество обращений на СТО в начале января увеличилось на 15%

В новогодние праздники количество обращений на станции технического обслуживания выросло на 15% по сравнению с таким же периодом прошлого года, рассказали «Известиям» представители отрасли.

Зима
Источник: Unsplash

В большинстве случаев причиной поломок стали не недочеты в конструкции автомобилей, а действия самих водителей, отметили в сети автосервисов Fit Service, сославшись на собственную статистику. Какие ошибки чаще всего совершают автовладельцы и как правильно готовиться к сильным морозам, чтобы не оказаться частым гостем автосервисов, — читайте в нашем материале.

Морозные неприятности

Резкое похолодание, случившееся в Центральной России на новогодних выходных, вызвало много проблем у владельцев автомобилей. Согласно данным синоптиков, в первой декаде декабря температура воздуха доходила до −25 °C в Москве и до −28 °C в Подмосковье. Среди самых распространенных жалоб собственников авто — разряженные аккумуляторы, сгоревшие стартеры из-за многочисленных попыток завести транспорт, сообщили представители крупных СТО.

— Число записей на СТО в новогодние каникулы выросло на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года, — рассказала «Известиям» директор сети автосервисов Fit Service (объединяет более 300 точек) Татьяна Овчинникова. — 4 и 9 января стали пиковыми в этом отношении.

Главная проблема в том, что многие владельцы не готовят автомобиль к экстремальным температурам, считает член правления Союза автосервисов Илья Плисов. В теплую зиму это «прокатывает», а в эту — нет.

Автомобиль зимой
Источник: Freepik

— Физику никто не отменял. Если в автомобиле аккумулятор старый, то он не заведется, если он разряжен — то замерзнет. Вода в замке двери не позволит попасть в машину, мокрые уплотнители при попытке открыть транспорт могут повредиться, — подчеркнул он.

Если в топливном баке образовался конденсат, то появляется риск промерзания фильтра, топливопривода, и в этом случае автомобиль также не заведется, напомнил эксперт.

Теплые зимы последних лет «расслабили» автовладельцев, считает автомобильный эксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.

— Особенно это касается неопытных водителей. Новые машины оборудованы большим количеством функций и почти ничего не требуют от владельцев. Но готовить к зиме транспортное средство нужно заранее и как следует, вне зависимости от прогнозов, — рассказал он «Известиям». — Ответственные водители, посмотрев прогноз погоды на новогодние праздники, сразу же отправились менять жидкости для того, чтобы не попасть на дорогостоящий ремонт.

Зима
Источник: Freepik

Сломались все

Опрошенные «Известиями» представители отрасли подчеркнули, что проблемы коснулись абсолютно всех марок вне зависимости от страны-производителя. Выросло число жалоб на поломки машин китайских марок, но Виктор Кондрашин связал этот факт лишь с увеличением парка машин из КНР. По данным аналитического агентства «Автостат», за 2023 год их было продано 1,06 млн, что на 69% больше, чем годом ранее.

— У новых китайских автомобилей нет какой-то специфики, — отметил технический директор Fit Service Алексей Рузанов. — Всё довольно стандартно и соответствует классу конкретной модели: эконом, комфорт и так далее.

Китайская промышленность давно стала частью мирового автопрома, причем постепенно перенимает лучшие его практики, отметил Илья Плисов. Большинство моделей разработаны либо в сотрудничестве с европейскими инженерами, либо с использованием их опыта. Поэтому и проблемы общие.

— На новых китайских автомобилях стоят новые аккумуляторы и бензиновые двигатели. А в первые два-три года эксплуатации это гарантирует холодный запуск машины (без предварительного прогрева перед поездкой. — «Известия») при температуре до минус 25 градусов, — отметил Плисов.

Зима
Источник: Freepik

Проблемы с новыми автомобилями возникли лишь у тех, кто приобрел поддельные масла, уверен эксперт. Они чаще всего не соответствуют параметру текучести при низких температурах и застывают на отметках −20…-25 °C.

В октябре 2023 года «Известия» писали о том, что доля контрафактного масла в России достигла 30−50%. Отличить настоящий продукт от подделки почти невозможно, но использование некачественной жидкости может привести к серьезным поломкам автомобиля и дорогостоящему ремонту.

— Многие видели ролик, когда у «китайца» в мороз отломалась пластиковая педаль. Но это не значит, что во всех китайских автомобилях установлены пластиковые педали, — рассказала «Известиям» управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк. — Также в Сети есть ролик, в котором владелец Tesla не может открыть дверь в мороз. Это не говорит о том, что все автомобили этой марки плохие и не открываются при минусовой температуре. Вероятно, дверь заклинило из-за неправильной эксплуатации авто.

Снег в Москве 2022
Снег в Москве 2022
Снег в Москве 2022
Снег в Москве 2022
7фотографий

Как избежать поломок в мороз

Любые морозы негативно влияют на автомобиль, напомнил технический тренер Fit Service Сергей Пономарев. Даже если температура на улице не экстремально низкая, погода может добавить хлопот автовладельцу.

— Очень часто при низких температурах страдает аккумулятор, — отметил он. — Батареи быстрее теряют заряд на морозе. Но если добавить к этому короткие поездки до офиса в соседнем районе и обратно, одномоментный запуск всех энергопотребителей в машине, то полностью разрядиться может даже новенький аккумулятор.

Он добавил, что избежать таких проблем можно, если перед наступлением зимнего периода обслужить аккумулятор на СТО и совершать более длинные поездки. Полезно иметь и внешнее пускозарядное устройство. Этот удобный гаджет может спасти в случае разряда штатной батареи.

— Зимой особенно важна регулярная проверка состояния и уровня всех технических жидкостей. Не стоит забывать и о том, чтобы их вязкость и температурные характеристики соответствовали зимнему сезону, — напомнил Сергей Пономарев. — Например, в двигатель внутреннего сгорания (ДВС) может быть залито масло с пограничным значением 5W30, которое используется при температуре до минус 25 градусов. Но если в регион пришли морозы до минус 30, а то и больше, масло загустеет.

Машина в морозы
Источник: Freepik

Эксперт добавил, что зимой водители часто обращаются на СТО с примерзшими стеклами и дверьми, нераскладывающимися зеркалами, отказавшей сигнализацией, проблемами в электрике и электронике.

— Резиновые уплотнители нужно заблаговременно обработать силиконовыми смазками, а замки — спиртовыми средствами, — подчеркнул Сергей Пономарев. — Функцию автоматического складывания зеркал лучше отключить на период морозов. Дворники не стоит включать до момента полного оттаивания стекла, а также тщательно очищать их от наледи.

Что касается электрокаров и гибридных автомобилей, использующих и электричество, и нефтепродукты, то нельзя забывать включать режим мойки во время очистки транспорта, рекомендовала Ирина Франк.

— Такая возможность предусмотрена в каждом премиальном электрокаре и гибриде. При его включении блокируются и становятся герметичными все дверные ручки и источники питания, — отметила она. — Если этого не сделать, то после мойки машины и выезда на мороз попавшая внутрь ручек вода замерзнет. В результате механизмы начнут глючить и не будут открываться.

Не рекомендуется ехать на непрогретой машине. В этом случае расход электроэнергии будет максимальным и машина проедет намного меньше указанного производителем расстояния, добавила эксперт. Кроме того, хранить электромобиль лучше всего в теплом гараже или на отапливаемом паркинге. Касается это как электромобилей, так и машин с ДВС.

Роман Солдатов