
В статье рассказываем, что такое регулировка фар, для чего она нужна, почему настройку света надо периодически проверять, можно ли самостоятельно отрегулировать фары, или лучше довериться специалистам.
Что такое регулировка света фар
Это настройка того, куда и как будут светить фары. Во время регулировки выставляются угол и направление светового потока. Можно обратиться на СТО к специалистам или сделать все самостоятельно.
У каждой марки и модели автомобиля световой луч отрегулирован по-своему. Это зависит от клиренса, формы и расположения фар. Точная информация обычно указана в руководстве по эксплуатации авто, на пластике фары или на наклейке под капотом.
Зачем нужна регулировка фар
Если оптика настроена неправильно, видимость в темное время суток значительно ухудшается.
- Когда световой луч направлен ниже, чем нужно, видимое в темноте расстояние перед автомобилем сокращается. Водитель может вовремя не заметить преграду или большую яму на дороге и не успеть среагировать;
- на плохо подсвеченной обочине тоже можно не заметить стоящий автомобиль или пешехода;
- слишком высоко светящие фары ослепляют встречных водителей, это может спровоцировать ДТП.
Поэтому, чтобы не спровоцировать аварию или поломку автомобиля из-за плохо освещенной дороги, лучше убедиться, что ваша оптика настроена правильно.
Почему сбивается регулировка фар
На новых автомобилях, как правило, оптика отрегулирована. Но в процессе эксплуатации все может поменяться. Если вы покупаете подержанный автомобиль, лучше проверить фары. Вот причины, из-за которых настройка может сбиться:
- Замена ламп. Особенно, если устанавливается неоригинальная запчасть. Ее настройки отличаются от «родной», а это влияет на направление светового потока.
- Процесс эксплуатации автомобиля. Особенно, если авто часто ездит по плохим дорогам. Скачки по ухабам, вибрация, перепады температур — все это может сбить настройку.
- Замена фар или повреждение при ДТП. В этом случае обязательно отрегулируйте свет.
- Установка резины или дисков другого размера. Тоже может повлиять на то, куда будет направлен световой поток.
Как должны светить фары

Если оптика настроена правильно, основная часть светового потока будет на полосе движения, при этом захватывая обочину и встречку.
Ближний свет
Создает широкое освещенное пространство перед автомобилем, при этом не ослепляя встречных водителей. Правильная регулировка должна обеспечивать:
- ширину видимой области при поворотах и плохих погодных условиях — 20—30 м;
- дальность — не менее 30 м;
- диаметр освещаемого пространства — от 30 до 60 м.
Дальний свет
Включать его можно, только убедившись, что на встречной полосе нет других участников движения. Светит далеко и ярко, ослепляя водителей, а это может привести к серьезному ДТП. Требования к дальнему свету следующие:
- ширина освещаемого пространства — от 20 до 30 м;
- дальность — от 150 м;
- диаметр видимой зоны — от 50 до 150 м.
Как отрегулировать ближний свет фары своими руками
Предупреждаем, что самостоятельная регулировка в большинстве случаев позволяет быстро устранить только явную проблему. Для более точной настройки лучше обратиться в сервис. Итак, приступаем.
1. Подготовить экран
Для этого нужно найти ровную стену и площадку перед ней. Автомобиль должен располагаться прямо, без перекосов. А стена, выполняющая роль экрана, не должна иметь волн, бугров, трещин и прочих дефектов.
2. Найти центр светового пучка
С включенным ближним светом подъехать вплотную к стене и отметить на ней самую яркую и жирную световую точку. Это и будет центр светового пучка.
3. Определить процент отклонения луча
Теперь нужно отъехать от стены минимум на 3 м. Если позволяет площадка, можно увеличить расстояние до 5 м. Следует открыть капот и найти табличку или наклейку со значком ближнего света и цифрой в %. Она может быть на фаре, внутренней стороне капота или кузовных элементах.
У каждой модели процент отклонения луча от горизонта свой. Возьмем среднее число — 1,5%. Теперь нужно умножить расстояние от стены до автомобиля на 1,5%. Если вы отъехали на 5 м, то расчет получится такой: 5000 мм × 1,5% = 75 мм, или 7,5 см.
4. Найти верхнюю границу света
Осталось отмерить вниз от отметок, соответствующих центру луча, 7,5 см. Здесь и будет граница, выше нее света быть не должно. С помощью регулировочных винтов нужно привести направление светового луча к правильному положению.
Как отрегулировать дальний свет фары своими руками

Особая точность в настройке дальнего света не так важна. Он используется нечасто и только тогда, когда нет встречных участников движения. Здесь процесс намного проще.
1. Найти центр светового пучка
Действовать надо так же, как и при регулировке ближнего света. Следует отметить на стене вертикальными линиями центральные точки светового луча.
2. Определить границу света
Нужно провести горизонтальную границу света. Центр светового луча должен располагаться на пересечении вертикальных и горизонтальной линии.
Как отрегулировать фары специальным прибором
Обычно с помощью специального прибора фары регулируются на СТО. Приобретать его для личного пользования нет необходимости, ведь стоит он недешево, а пользоваться приходится редко. Опишем процесс.
1. Выровнять прибор
Продольная ось прибора выравнивается относительно автомобиля. Для этого в его верхней части есть зеркало с нанесенной горизонтальной линией. Прибор должен располагаться строго перпендикулярно корпусу и фарам.
2. Установить регулировочный угол
Эта величина указывается в руководстве по эксплуатации каждого автомобиля. На приборах есть разные способы регулировки, например поворотный ролик. При правильной настройке оси прибора и фары должны совпадать.
Что делать, если не работает регулировка фар

Если не работает регулировка фар, можно попробовать следующее:
- Для начала проверьте регулировочные болты. Если они выскочили из своих пазов в отражателе, верните их на место.
- Возможно виноват неисправный гидрокорректор, который зависает в нижнем положении и не дает поднять вверх отражатель фары. Замените его на новый.
- Убедитесь, что лампочка в фаре рабочая, пластик в нормальном состоянии — не поцарапанный, не помутневший, а внутренняя поверхность чистая.
Если проблему не удается обнаружить самостоятельно, лучше довериться профессионалам. В их распоряжении есть специальное оборудование — реглоскоп.
Как отрегулировать противотуманные фары
Можно сделать все самостоятельно, если есть время и желание. Или обратиться на СТО и не вникать во все тонкости процесса. А их немало. Для начала автомобиль и поверхность нужно подготовить:
- машина должна располагаться на ровном покрытии;
- давление в шинах соответствовать норме;
- бензобак нужно наполнить;
- багажник загрузить до среднего уровня;
- установить авто на расстоянии 10 м от экрана, которым может служить стена;
- очистить фары от возможных загрязнений.
Когда подготовительный этап пройден, можно приступать к основному процессу:
- отметить на экране вертикальную линию, соответствующую центру авто;
- провести параллели, исходя из центральных точек противотуманных фар;
- начертить горизонтальную линию, соответствующую центральной оси на противотуманках;
- обозначить ниже вспомогательную горизонталь, положение которой составляет 0,5% расстояния от автомобиля до стены;
- центр светового луча должен находиться в точках пересечения вертикальных линий, обозначающих середину противотуманок, с нижней горизонталью;
- правильное расположение верхней световой границы — четко на нижней горизонтали.
Каждая фара регулируется отдельно. Для этого их по очереди закрывают, например, плотным картоном, чтобы не проходил свет. При правильной регулировке фары светят симметрично, без перекосов в любую сторону.
Цены на регулировку фар в автосервисах
В этой таблице приводим ориентировочные цены на услугу регулировки фар в разных уголках России.
Регион | Цена, руб. |
---|---|
Москва | От 1000 |
Санкт-Петербург | От 900 |
Калининградская область | От 500 |
ЦФО | От 500 |
Поволжье | От 500 |
Новосибирск | От 800 |
Приморский край | От 1000 |
Крым | От 800 |
ЮФО | От 600 |
Советы эксперта
В теме нам помогает разобраться Игорь Серебряков, директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр»:
«Регулировка фар автомобиля может потребоваться при замене ламп, негативных последствиях ДТП, естественном износе или нарушении центровки автомобиля от внешнего воздействия. Однако регулировка нужна только в случае, если при включении ближнего света отсутствует симметрия огней.
Иногда проблему можно решить самостоятельно с помощью регулировочных винтов. При этом, если обнаружены серьезные отклонения от нормы, в том числе нарушение симметричности световых лучей, лучше обратиться в сервисный центр, так как, возможно, потребуется замена оптики. К тому же линзовые фары могут быть регулируемыми и нерегулируемыми, а также с авторегулятором. Нерегулируемые фары настроить нельзя. Линзовые фары с авторегулятором после поломки переходят в класс нерегулируемых.
Если вы проводите работы самостоятельно, обратите внимание: когда в фарах вашего автомобиля совмещены ближний и дальний свет, регулировать нужно только дальний, ближний настроится автоматически. Если же система головного света раздельная, придется настраивать каждый пучок.
В процессе самостоятельной регулировки обязательно соблюдайте меры безопасности:
- работайте в перчатках и не касайтесь электропроводки;
- машину необходимо поставить на стояночный тормоз;
- используйте только подходящий инструмент и не прикладывайте лишних усилий для регулировочных винтов, так как они легко ломаются».
Главное о регулировке фар

Определим главные моменты, которые должен знать каждый автовладелец:
- необходимо периодически проверять настройку фар;
- плохо отрегулированная оптика может спровоцировать аварийно опасную ситуацию на дороге;
- правильная настройка может сбиться в процессе эксплуатации;
- не стоит регулировать свет на глаз — минимальное отклонение приведет к неправильной настройке;
- самостоятельная регулировка поможет решить явную проблему, но точнее можно настроить только на СТО.