Россияне назвали марки машин, которые они хотели бы возродить

Авто Mail.ru провел опрос среди читателей с целью выяснить, какие отечественные автомобильные марки прошлого заслуживают, по их мнению, шанса на возрождение, — результаты удивили

В прошлом году к «Ладе» и УАЗу присоединился возрожденный «Москвич» — а какие еще отечественные марки заслуживают второго шанса в виде возвращения на современный российский рынок? Этот вопрос мы решили задать читателям Авто Mail.ru в специальном опросе с несколькими вариантами ответа.

На выбор было предложено девять торговых наименований, многие из которых до сих пор помнит едва ли не каждый российский автолюбитель. Некоторые из них выпускали на одних и тех же заводах в разные годы — к примеру, классические «Жигули» и более позднее переднеприводное семейство «Спутник» собирали на одном предприятии в Тольятти. «Москвич», к слову, тоже представлял собой название для товарных автомобилей, хотя сам столичный завод за всю свою историю сменил немало имен.

В списке предложенных ответов были почившие марки завода ГАЗ («Победа», «Волга», «Чайка»), пресловутые вазовские семейства («Жигули», «Ока», «Спутник»), бренд «Алеко» для переднеприводных машин АЗЛК, ижевский «Иж» и столичный ЗИЛ, машины которого были названы по имени самого Завода имени Лихачева. Был в опросе и десятый вариант ответа («никакие», то бишь «против всех») — для тех, кто считает, что старые марки должны оставаться в прошлом. Суммарно в опросе приняли участие более трех тысяч читателей Авто Mail.ru.

Судя по тому, как распределились голоса, вторую жизнь надо вдохнуть в забытые марки завода ГАЗ. Главным фаворитом стала «Волга» — ее возрождение поддержали 49% опрошенных. Второе место заняла «Победа» (25% голосов), а «бронза» досталась «Чайке» (22%). На четвертом месте, несмотря на отсутствие благозвучного названия, московский ЗИЛ, который выпускал грузовики, а также легковые автомобили представительского класса для государственных деятелей — за него проголосовали 20% читателей Авто Mail.ru. А вот «Жигули», несмотря на массовость машин вазовской «классики», смогли лишь замкнуть пятерку лидеров — 14% голосов.

Возрождение «Оки» поддержали только 12% читателей Авто Mail.ru, хотя без малого полгода назад эту инициативу похвалил глава Минпромторга Денис Мантуров (наряду с воскрешением «Волги» в 2024 году). «Иж» (за него проголосовали только 9% опрошенных) оказался в списке аутсайдеров вместе со «Спутником» и «Алеко», которые набрали 5% и 3% соответственно — в свое время эти названия в народе так и не прижились, поэтому и сегодня шансов на успех у них, по всей видимости, нет.

Любопытно, что 30% читателей Авто Mail.ru считают, что ни одну из перечисленных отечественных марок возрождать в принципе не нужно. Этот скептицизм подтверждают и итоги второго вопроса, который был посвящен оправданности механизма «возрождения» для старых марок в целом. Здесь уже 39% опрошенных посчитали, что для новых российских машин нужны новые бренды, в то время как остальные 61% пользователей по-прежнему уверены, что старые отечественные марки давно пора возрождать по примеру «Москвича».

Кирилл Кадощук