Как и зачем построить быструю «десятку»

Рассказываем про отечественную «десятку» мощностью 350 л.с. с коробкой передач от Toyota и тормозами от Mazda и Audi
«Десятка» 350 л.с
Источник: Авто Mail

Этот ВАЗ-21102 стал первым автомобилем мамы Максима, а когда мама купила новую машину, стало очевидно, что продавать «десятку» не было никакого смысла. Семья решила дождаться получения Максимом водительского удостоверения и отдать машину в его руки. Таким образом, после прохождения автошколы и получения прав, герой нашего рассказа оказался за рулем ВАЗа. Но вскоре возраст автомобиля дал о себе знать.

Спустя несколько тысяч километров заводской двигатель взорвался, и Максим обозначил перед собой цель построить автомобиль мечты: заменить взорванный 8-клапанный мотор на 16-клапанный, добавить турбину, другую КПП, усовершенствовать подвеску, тормоза и другие узлы.

«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с

Благодаря близкому другу у Максима появился гараж, куда и был перегнан автомобиль. Работы начались с его разбора до голого кузова. Заодно получилось досконально изучить устройство «десятки». Зарплата тогда еще студента не позволяла быстро накопить необходимые для восстановления и преображения машины деньги, и первый масштабный рывок вперед вышло сделать благодаря помощи мамы: она дала первую необходимую для старта проекта сумму.

В результате работ, которые длились четыре года, «десятка» превратилась в спортивный автомобиль для дисциплины тайм-аттак, участвовала в чемпионате Lada Time Attack Cup, а позже стала промоутером чемпионата — выступает в качестве участника в выставках и всякого рода мероприятиях как промо-кар LTAC.

«Десятка» 350 л.с
Источник: Авто Mail

Под капотом автомобиля живет двигатель, собранный замечательным мастером из Курска — Иваном. Был взят высокий блок от «Калины» и расточен. В блок положили стандартный коленвал 75.6, шатуны от ВАЗ-2110 и кованые поршни СТИ. Блок накрыли доработанной головкой блока цилиндров от «Приоры», в саму ГБЦ внедрили клапаны из жаропрочной стали, облегченные тарелки и распредвалы «Нуждин» 8.⅛.5.

К двигателю прикрутили коллекторы ClubTurbo, на выпуске установили турбину TD05−16G и от нее пустили кастомный выхлоп на компонентах Fox с диаметром трубы 63 мм. На впуске установлен фильтр Ramair Proram, промежуточно воздух охлаждается интеркулером, а сбрасывает избыток в атмосферу блоу-офф HKS SQV IV — с характерным и красивым звуком. Топливная система с линией возврата топлива, форсунки Siemens Deka 630cc, топливный насос — AEM 340 л/ч. Также установлены система зажигания от Audi R8 и электронный блок управления двигателем «Январь 7.2».

«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с

В процессе обкатки постоянно срезало шпонки на коленвале, из-за чего позднее были установлены шестерни и шкив коленвала ProCar, а на генератор была установлена обгонная муфта INA, после чего все проблемы с механизмом ГРМ ушли. Что касается системы охлаждения, то поначалу она оставалась стандартной, но впоследствии «десятка» получила трехслойный радиатор AJS. Также установлен радиатор на охлаждение масла, благодаря чему даже в жару на треке температура масла не поднимается выше 115 градусов.

Во время настройки автомобиля удалось получить уверенный график мощности с 3500 об/мин и до отсечки на 8500 об/мин. Но при наддуве в 1,8 бар отдача остановилась на отметке 350 л.с. и 430 Нм — в этот момент срезало третью передачу, из-за чего завершить настройку машины не получилось. Впрочем, с двигателя можно снять еще больше мощности, хотя для этого потребуется другой ЭБУ и, по всей видимости, закись азота.

«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с

Стандартная трансмиссия при такой мощности — это боль. Было перебрано три коробки передач, и очередная сломалась в ходе настройки. Это была последняя капля. Благодаря Чемпиону RDRC 2022 года в классе Club Turbo Михаилу Пискареву, к концу прошлого сезона в «десятке» появилась коробка передач E56−07C от спорткара Toyota Celica ST202. Также машина обзавелась блокировкой, кастомными приводными валами из танкового торсиона, промежуточным валом, двухдисковым китом сцепления Tilton, гидровыжимом и тросовой кулисой. Безусловно, блокировка и промежуточный вал были и на стандартной КПП, но чего ей точно не хватало, так это ресурса.

После установки коробки передач от «Селики» Максим забыл, что такое проблемы с трансмиссией. Машина позволяет ехать на полном газу с любой передачи и не бояться, что итогом поездки окажется путешествие на тросе до гаража. Если верить замерам по GPS, максимальная скорость «десятки» составляет 275 км/ч при 8500 об/мин.

«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с

Итак, мощность есть, скорость есть, а как это все контролировать? Изначально при сборке автомобиля были установлены передняя балка, треугольные рычаги и распорки рычагов и стаканов AutoProduct, сзади были установлены распорка стаканов AutoProduct и балка от «Приоры» с вваренным торсионом, а также развальными пластинами в 2,5 градуса. Были выбраны регулируемые амортизаторы Koni Sport и пружины Eibach Sportline −50 мм.

Но и этого оказалось мало — и по части управляемости, и с визуальной точки зрения, ведь спортивная машина должна быть низкой. Поэтому впоследствии на машину был установлен комплект винтовой подвески BC Racing, а задняя распорка была заменена на деталь от фирмы «ТехноМастер». Как результат, машина обрела стильный внешний вид и близкую к идеалу управляемость — почти как у гоночного карта.

За торможение здесь отвечают четырехпоршневые суппорты от спорткара Mazda RX-7 спереди и дисковые механизмы от Audi сзади. А ездит машина на легких кованых колесах «СМК Авиатехнология Д18», обутых в шины Bridgestone Potenza Adrenalin RE003 размерностью 195/50 R15.

«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с

Что касается внешности автомобиля, стандартные передние крылья и капот были заменены на пластиковые. Интерьер для снижения веса частично разобран: установлены руль Vento Vendetta S и грядка датчиков Depo (на них выводятся показания наддува, температуры масла, выхлопных газов и антифриза, а также давление масла), стандартные кресла заменены на полуковши Recaro SR3 от седана Mitsubishi Evolution IV с четырехточечными ремнями безопасности (водительские — Stand 21, пассажирские — Sabelt). В дальнейшем было решено встроить, пожалуй, самый противоречивый элемент по меркам автоспорта — люк с электроприводом. Все-таки комфорт тоже важен.

«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с
«Десятка» 350 л.с

Все работы по машине, за исключением сборки двигателя и установки коробки передач от «Тойоты», Максим выполняет самостоятельно в своем гараже. Иногда с помощью друзей, которых у него после присоединения к старейшему клубу Lada Cars Club появилось очень много.

В создании своей «десятки» я всегда руководствовался принципом: максимум оригинальных запчастей. Что приятно, машина радует не только меня, но и маму, которая поверила в мои силы и поддержала меня в начале пути, за что ей огромное спасибо. Она всегда интересуется судьбой проекта. Что касается обслуживания автомобиля, считаю самым главным, как я уже сказал, использование оригинальных деталей, 100-го бензина и качественных расходных материалов вроде масла, антифриза и других жидкостей. Проект, кстати, еще не закончен. Идеологическим завершением постройки я вижу расширение кузова, установку полноприводной трансмиссии от модели Toyota Celica GT-Four, сборку салона по индивидуальному проекту и мощность двигателя на уровне 500 л.с. Хочется, чтобы «десятка» посещала как можно больше мероприятий и доставляла радость мне и окружающим
Максим
Владелец автомобиля
«Десятка» 350 л.с
Источник: Авто Mail