Авиакомпании хотят расширить и объединить черные списки пассажиров

Как выяснил «Ъ», Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) вернулась к давней идее «Аэрофлота» о едином черном списке пассажиров для всех перевозчиков. Сейчас у каждой компании он свой и аннулируется через год. Теперь в отрасли хотят отказывать в перевозке за курение и мелкое хулиганство, действие черного списка продлить на три года и дать к нему доступ туроператорам, чтобы у дебоширов не оставалось лазеек в виде чартерных рейсов

Как стало известно «Ъ», АЭВТ направила в Минтранс предложение «Аэрофлота» расширить состав нарушений для внесения пассажиров в так называемые черные списки, включив в них курение и мелкое хулиганство на борту. Кроме того, предлагается разрешить авиакомпаниям меняться данными о таких пассажирах. Наконец, срок нахождения в черных списках хотят расширить с одного года до трех лет.

Проект изменений в Воздушный кодекс и КоАП разработали в «Аэрофлоте» и поддержали другие авиакомпании из ассоциации (в АЭВТ входит 23 перевозчика, включая S7, «Уральские авиалинии», Utair и др.), говорится в письме на имя замминистра Игоря Чалика (есть у «Ъ»).

самолет
Источник: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

В «Аэрофлоте» подтвердили «Ъ», что подготовили «проекты изменений в федеральные законы в инициативном порядке». Собеседник «Ъ» в Минтрансе рассказал, что обращение «получено недавно и пока находится на изучении», официально в министерстве не стали это комментировать.

Как говорится в пояснительной записке «Аэрофлота» к проектам изменений, «международная практика идет по пути более строгого наказания за противоправные действия деструктивных пассажиров».

Так, нападение на члена экипажа в Италии влечет лишение свободы на три года, в CШA — до 20 лет. В Китае, отметили в авиакомпании, дебоширам запрещают услуги всех национальных авиаперевозчиков сроком на пять лет.

«Аэрофлот» выступает за ужесточение черных списков с 2013 года: тогда экс-глава авиакомпании, нынешний министр транспорта Виталий Савельев предлагал запрещать хулиганам авиаперелеты на три-пять лет. В 2016 году перевозчики вернулись к этому вопросу, предлагая, в частности, запретить пассажирам из черного списка выезд за рубеж и повысить для них цены на авиабилеты (см. «Ъ» от 26 ноября 2016 года). С 2018 года авиакомпании могут отказывать в покупке билетов пассажирам и включать их в черные списки (см. «Ъ» от 4 июня 2018 года). Перевозчики с этого момента имеют право не продавать билеты на свои рейсы в течение года тем, кто создавал угрозу безопасности на борту. В конце 2021 года авиакомпаниям разрешили применять к дебоширам спецсредства (см. «Ъ» от 25 ноября 2021 года).

Однако по итогам 2022 года перевозчики рассказали «Ъ», что число конфликтов на борту растет, и снова заговорили о необходимости единого реестра дебоширов (см. «Ъ» от 13 февраля).

Нужно фиксировать нарушителей в едином реестре и сделать его ведение обязательным для всех компаний, говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов.

В ООП поддерживают «строгость мер», которая повысит общий «комфорт полета и резко снизит количество нарушителей в воздухе».

Источник в одной из авиакомпаний отметил, что «предложения будут иметь профилактический эффект и позволят значительно уменьшить количество правонарушений на бортах воздушных судов». Пока, говорит он, пассажиры, «заблокированные одной компанией, беспрепятственно летают другой».

В Smartavia уточнили, что не ведут своего черного списка, но рассматривают проблему «как актуальную, поскольку она связана с безопасностью полетов», и если поправки будут приняты, готовы следовать им. Собеседник «Ъ» в одной из чартерных авиакомпаний отметил, что там поддерживают идею, но сомневаются в ее технической реализации: даже если две отечественные системы бронирования Leonardo («Сирена-Трэвел») и ORS и смогут создать единый реестр, то неизвестно, смогут ли они дать доступ к нему туроператорам и захотят ли те заниматься «фильтрацией» туристов. В противном случае у дебоширов «останется лазейка для перелетов».

Безопасность полетов находится в зоне регулирования авиавластей, и если ведомства совместно с компаниями разработают четкие регламенты по работе с черными списками в системах дистрибуции, то теоретически туроператоры смогут с этим работать, считает глава Ассоциации агентств воздушного транспорта Дмитрий Горин. Но необходимо предусмотреть, например, автоматическую блокировку продажи авиабилета таким пассажирам, говорит он. Кроме того, агенты и операторы работают также с иностранными системами дистрибуции, и как интегрировать эти данные, пока непонятно. Возможно, целесообразным стало бы создание единого портала, чтобы доступ к нему имели и сами пассажиры для проверки своих данных перед вылетом, по аналогии с базой данных судебных приставов.

Айгуль Абдуллина