Первое поколение Mazda 3 под индексом BK, прозванное у нас «матрешкой», дебютировало осенью 2003 года во Франкфурте. Месяцем позже новинка появилась в продаже в Японии, а затем и на рынках других стран, включая Россию. На некоторых она носила имя Axela.
Компактная «японка», построенная на фордовской платформе С1 вместе с Volvo S40 и «Фокусом», предлагалась с кузовами седан и хэтчбек. За два десятилетия «матрешка» разошлась по миру тиражом свыше 6 млн единиц, став одним из бестселлеров «Мазды».
О разработке «трешки» в качестве преемника компактной модели Mazda 323, также известной под именами Familia и Protege, японцы задумались еще в 1999 году. К разработке привлекли дизайн-центры «Мазды» в США, Германии и Японии. Их работу координировал шеф-дизайнер марки Хидеки Сузуки.
Выбранный в итоге дизайн автомобиля от Хасипа Гиргина из европейского дизайн-центра «Мазды» дорабатывался еще на протяжении полугода в Хиросиме, прежде чем превратиться в серийную машину.
История хот-хэтча Mazda 3 MPS (Mazda Performance Series) началась тремя годами позже после появления обычной «матрешки». Для этого модель оснастили 260-сильным турбомотором, как у старшей Mazda 6 MPS.
Получившее более яркую внешность второе поколение Mazda 3, но разработанное все на той же платформе Ford C1, увидело свет в 2008 году. Ее представили широкой общественности сразу на двух мотор-шоу — в Лос-Анджелесе и в Болонье.
Автором дизайна этой генерации, носившей индекс BL, стал Кунихико Курису. Его стараниями модель стала выглядеть элегантнее и выразительнее, но при этом обрела спорную радиаторную решетку в виде разинутой пасти.
В этом поколении Mazda 3 получила первые агрегаты с технологией Skyactive. Ими стали новый бензиновый 2-литровый двигатель с непосредственным впрыском Skyactiv-G, а также шестиступенчатые коробки: автоматическая Skyactiv-Drive и механическая Skyactiv-MT.
«Заряженная» Mazda 3 MPS во втором поколении улучшилась больше внешне, чем технически. Притом, что машина стала легче, ее кузов жестче, тормоза модернизированы, а подвеска усилена, мотор под капотом оставался все тот же.
Насквозь пропитанное новыми технологиями Skyactiv третье поколение Mazda 3 под индексами BM/BN вышло в 2013 году. Вместо платформы Ford C1 модель построили на новой «тележке» Mazda Skyactive, за год до этого использованной для «первого» CX-5.
В этом поколении японцы показали какой может быть Mazda 3 на альтернативном топливе. Они представили концепт Skyactiv-CNG, работающий на природном газе. А еще выпустили для домашнего рынка электрифицированную версию Skyactiv Hybrid, используя компоненты Toyota.
Нынешняя четвертая генерация «матрешки» под индексом BP увидела свет в ноябре 2018 года в Лос-Анджелесе и даже успела официально стартовать на российском рынке в 2019-м. Правда, всего через год продажи модели у нас пришлось свернуть.
Нелокализованная последняя «матрешка» оказалась слишком дорогой для россиян из-за меняющихся курсов валют и повышения ставок утильсбора. За это время своих хозяев нашло всего несколько сотен автомобилей.
Одной из главных фишек этого поколения Mazda 3 стал новый 2-литровый двигатель Skyactiv-X. Он любопытен системой зажигания SPCCI — Spark Plug Controlled Compression Ignition.
Самовоспламенение топливной смеси в нем происходит от сжатия, как в дизелях. Ноу-хау позволило сделать мотор экономичным, тяговитым, отзывчивым и достаточно тихим.
А еще последняя Mazda 3 отметилась на праздновании 100-летия компании в 2020-м, когда японцы выпустили ее спецверсию 100th Anniversary с жемчужно-белым окрасом кузова и бордово-красным салоном, как у первой «Мазды» R360, вышедшей в 1960 году.