Топ-10 самых важных и любопытных автомобилей Datsun

Авто Mail.ru рассказывает о малоизвестных моделях японской марки

1. DAT Model 41 (1916)

Его нельзя назвать первым японским автомобилем, но вполне можно первым японским относительно массовым. Да, без поправки «относительно», конечно, не обойтись — в начале 20-го века счет японским легковушкам с трудом шел на десятки и сотни. При этом 41-я модель с 2,3-литровым 20-сильным мотором и максималкой аж в 40 км/ч еще считалась люксовым автомобилем.

content image for: 58579

2. Datson Type 10 (1931)

При жизни малышу «Датсону"/"Датсуну» частенько доставалось за плагиат. Многие европейцы обвиняли японцев в копировании с популярного тогда английского Austin 7. Внешне сходство у двух микролитражек и впрямь обнаруживается, но конструктивно машинки различались довольно значительно, особенно по части подвески и трансмиссии. Любопытно, что в 1935-м сам Херберт Остин заказал себе один «Датсун», но не для того чтобы найти повод для судебной тяжбы, а просто из любопытства.

compare slider image for: 58579
Datsun
compare slider image for: 58579
Austin 7

3. Datsun Deluxe Sedan DB2 (1950)

Этот неказистый автомобильчик, между прочим, первый в истории четырехдверный «Датсун». Интересна эта машина прежде всем тем, что... решительно ничем не интересна. Мощность 20-24 силы, динамика соответствующая — максималка 78 км/ч, дизайн как из бабушкиного сундука... Впрочем, именно по «Делюксу» удобно замерять масштаб гигантского скачка, совершенного японским автопромом во второй половине XX века. Просто вспомните, что в 1950-м, когда дебютировало вот это вот чудо, в СССР уже вовсю выпускались «Победа» и ЗИМ, на фоне «Датсуна» выглядевшие просто пришельцами из космоса. А чем все в итоге закончилось...

content image for: 58579

4. Datsun 210 Fuji-Go (1958)

Сходство до- и послевоенных моделей «Датсуна» — в отсутствии даже капли спортивности. Однако гоночные энтузиасты произрастали даже на такой неплодородной почве. Некий Юичи Охта еще до войны успешно выступал в немногочисленных японских гонках на одноместном Datsun 750 с открытыми колесами. А в конце 50-х тогдашний рекламный менеджер компании Ютака Катаяма — человек, которому суждено сыграть судьбоносную роль в истории марки — убедил руководство рискнуть и послать два автомобиля на ралли Mobilgas Around Australia trial.

content image for: 58579

Через 19 дней до финиша изматывающей гонки протяженностью 16 тысяч километров добралась лишь половина из 67 стартовавших экипажей. Среди них, как ни странно, и оба «Датсуна». Причем практически серийные 210-е финишировали первым и четвертым в классе до 1000 см3. Это, конечно, не победа в абсолюте на «Монте-Карло» или «Сафари», но для японцев и такой результат был за счастье.

5. Datsun S211 Sport (1959)

После первых гоночных успехов появление спортивных моделей в гамме «Датсуна» стало лишь вопросом времени. Собственно уже на Токийском автошоу осенью 1958-го компания представила прототип родстера S211 — своего первого по-настоящему спортивного автомобиля. Всего через полгода машина пошла в серию.

content image for: 58579

Компактный и симпатичный 211-й неуловимо напоминал британские спорткары той поры — только не «Ягуары» и «Астоны», а, скорее, MG, «Остин-Хили» и «Триумфы» — но при этом был полностью самостоятельной разработкой. Четырехцилиндровый мотор серии С рабочим объемом 1 л выдавал лишь 35 л.с., но стеклопластиковый кузов обеспечивал невысокую снаряженную массу — всего 810 кг. Для тех лет максималку в 112 км/ч можно считать вполне приличной. Главное Datsun S211 Sport оказался в статусе чуть ли не единственного спорткара японского рынка. Если, конечно, не считать крошечную Mikasa Touring с 17-сильным мотором и... более высокой ценой.

6. Datsun Double seat pickup (1965)

Коммерческая техника — основа процветания «Датсуна». Еще в довоенный период компания больше специализировалась на грузовиках, а начиная с 1946-го наладила выпуск пикапов для мелкого бизнеса. Их разновидностям, модификациям и моделям нет числа! Мы же решили выбрать, пожалуй, один из самых оригинальных. Взгляните, как здорово решена проблема четырехместного салона!

content image for: 58579

7. Datsun 510 (1968)

На первый взгляд и не скажешь, что этот автомобиль сыграл в судьбе компании ключевую роль. Однако, именно с Datsun 510 началось признание марки в США. До этого американцы смотрели на «Датсун» в лучшем случае как на производителя дешевых пикапов.

content image for: 58579

Но 510-й, созданный по инициативе директора американского филиала «Датсуна» Ютаки Катаямы — помните бывшего рекламного менеджера, настоявшего на участии в австралийском ралли? — стал альтернативой европейским спортивным седанам. Прибавляем к этому феноменальную надежность и получаем машину, фан-клубы поклонников которой разбросаны по всему миру: от Штатов до Новой Зеландии.

8. Datsun Fairlady Z (1969)

Но все же звание самого-самого Datsun заслуживает именно этот автомобиль. Если 510-й успешно отбирал клиентуру у баварских седанчиков, то Fairlady Z снискала славу «Порше для бедных». Чересчур льстиво? Да будет вам! Даже в изначальной базовой версии стильное купе оснащалось 2,4-литровой рядной «шестеркой» мощностью 150 л.с., разгонявшей машину до сотни за 8 секунд. Цифры того же порядка, что у 911 Classic. Плюс великолепный дизайн, созданный безо всякого вмешательства итальянских мастеров!

content image for: 58579

Впрочем, надо признать — в процессе разработки «зетки» японцы активно консультировались с графом Альбрехтом фон Гертцом — создателем легендарных BMW 503 и 507. Ну и как вишенки на торте — меганадежность и божеская цена. Не машина — золото!

9. Datsun Cherry (1970)

Первый в истории «Датсун» с полным приводом знаменит исключительно этим занятным фактом. Экономичная и компактная машина пришлась к месту и времени, учитывая разразившийся в начале 70-х топливный кризис. Впрочем, любопытна еще и версия Cherry Coupe: оригинальный, хотя и слегка перетяжеленный дизайн задней части и 1,2-литровый двигатель со сдвоенными горизонтальными карбюраторами... Hitachi.

content image for: 58579

10. Datsun B210 Competiton Coupe (1981)

С одной стороны, эту тачку вполне можно назвать самым быстрым «Датсуном» в мире. На ровной как стол глади высохшего соляного озера Бонневиль дрэгстер, построенный американцем Томом Беркландом, показал 475 км/ч.

content image for: 58579

Но если начистоту — от скромного хэтчбека Datsun B210 в этом монстре исключительно... задние фонари. Кастомный кузов, абсолютно новое шасси, «крайслеровский» V8 под капотом.