Почему автопроизводители из КНР не спешат строить новые заводы в РФ

Доля иномарок отечественной сборки в продажах новых автомобилей упала втрое, отмечает аналитическое агентство «Автостат». Восточные партнеры не спешат осваивать российские заводы, освободившиеся после ухода ряда зарубежных автопроизводителей. С какими рисками связана организация производства в России, выяснили «Известия»

Импорт теснит производство

55% проданных в сентябре новых легковых машин были ввезены в Россию из-за рубежа, подсчитали аналитики «Автостата». На официальный импорт пришлось 44%, на параллельный — 11%. По данным Федеральной таможенной службы, с начала года было задекларировано более 415 тыс. автомобилей. Таким образом, импорт в сравнении с девятью месяцами прошлого года вырос в 3,5 раза. В основном везли из Китая — 97%, или 400 тыс. машин.

дилер
Источник: Павел Волков / Известия

При этом продажи иномарок российской сборки за год снизились втрое. Если в сентябре 2022 года они занимали 31% рынка, то в прошлом месяце на них пришлось только 11%. Директор «Автостата» Сергей Целиков уточнил, что бренды Evolute и «Москвич» при подсчете отнесли к российским, несмотря на китайское происхождение их моделей.

— Раньше у нас были локализованы модели Nissan, Toyota, Hyundai, Kia, VW. Конечно, их доля снизилась. Haval нарастил производство, но не настолько, чтобы повлиять на эту статистику, — отмечает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. В прошлом году из-за антироссийских санкций ряд автопроизводителей покинул рынок либо приостановил производство в нашей стране. К настоящему времени запасы произведенных в России иномарок практически иссякли. Даже с учетом параллельного импорта на долю корейских, японских и европейских моделей приходится лишь 3−4% от общих продаж.

С российской пропиской

Из иностранных брендов производство сохранил китайский Great Wall Motors — на заводе в Тульской области выпускается несколько кроссоверов марки Haval. По итогам 2023 года он собирался произвести около 100 тыс. автомобилей — такую цифру на форуме «Иннопром» озвучил министр промышленности и торговли Тульской области Вячеслав Романов.

завод
Источник: Павел Волков / Известия

Еще один игрок — калининградский «Автотор», начавший крупноузловую сборку автомобилей сразу нескольких марок — Kaiyi, BAIC и SWM. Он также собирался выпустить 100 тыс. машин, но потом снизил план до 70 тыс. До конца года предприятие планирует довести количество выпускаемых моделей до 20−22.

Кроме этого, есть проект дилера «Автодом» по перезапуску производства на бывшем заводе Mercedes-Benz ориентировочно в декабре 2023 года. Согласно источнику «Известий», там могут выпускать автомобили китайского люксового бренда Hongqi.

Есть планы и на бывший завод VW в Калуге — его планируют перезапустить с помощью китайского партнера, хорошо известного на российском рынке. Возможно, это будет Chery. Китайские компании и представители AGR Automotive Group (ранее «Фольксваген Груп Рус») отказались комментировать «Известиям» планы на производство в России.

— По факту разговоров много, но никаких проектов, реализованных и положенных на стол, нет. У «Автодома» есть один китайский бренд, а по поводу калужской площадки я предполагаю, что всё сведется к марке Jetta, — уверен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Невыгодные инвестиции

Китайским компаниям при их масштабах производства невыгодно инвестировать в российские заводы, считает Бургазлиев.

— Если они вложатся в покупку актива даже с 50-процентным дисконтом, то [трудно прогнозировать], когда они отобьют деньги. Зачем рисковать и инвестировать, если можно даже с учетом утильсбора, НДС, акцизов, логистики, кросс-курсов, страховок продавать по более высокой цене, оставаясь в целевой марже на единицу продукции. Если китайские производители и готовы прийти, то на каких-то суперусловиях, как Chery, которая играет то с «АвтоВАЗом», то с Калугой, — рассказал эксперт.

дилер
Источник: Эдуард Корниенко / Известия

Под чужим именем

Вряд ли кто-то из китайских автопроизводителей будет теперь вкладываться в серьезное производство в России, считает Максим Кадаков. По его мнению, компании из КНР скорее будут искать кооперации с российскими компаниями. Причина тому — риск вторичных санкций и объемы авторынка России.

—У нас рынок 1 млн [единиц продукции]. Haval, условно, сделает 100 тыс., «АвтоВАЗ» — условно 400 тыс. Остается 500 тыс. на всех — не тот объем, из-за которого надо выкладываться в производство. У китайцев идет кризис перепроизводства, машины девать некуда. Вторичные санкции никто не отменял. Поставка машинокомплектов, комплектующих — это, на мой взгляд, не передача технологий. Поэтому можно выпускать машины вскладчину, под российским брендом, как это, например, делает «Соллерс», — считает Кадаков.

завод
Источник: Павел Волков / Известия

Попадание в санкционный список уже привело к определенным сложностям для «АвтоВАЗа», признался в интервью РИА «Новости» президент компании Максим Соколов. Ранее российский автопроизводитель анонсировал запуск совместной с китайским FAW модели на заводе в Санкт-Петербурге.

— Я уже провел переговоры с руководством компаний-партнеров на прошлой неделе в Москве, в ходе которых была подтверждена нацеленность на развитие партнерских отношений с «АвтоВАЗом». Но важно сейчас изменить форматы, чтобы никого не подставить. Никто из партнеров не сказал «нет». Мы рассчитываем, что наши проекты — в первую очередь в Петербурге — будут реализованы, — отметил Соколов.

Евгений Багдасаров