Согласно статистике, в прошлом году в Китае было продано свыше 26,8 миллиона новых автомобилей, а в России — около 687 тысяч. Разница колоссальная даже с учетом того, что в Поднебесной проживает примерно в 10 раз больше людей, чем в нашей стране. Для китайцев автомобиль давно перестал быть роскошью, превратившись в доступное средство передвижения. Этому поспособствовали многие факторы, включая стремительное технологическое развитие страны и прогрессивную систему налогообложения. В чем ее особенности и главные отличия от российской налоговой системы, рассказывает директор китайского дивизиона China Car Club Александр Сероштанов.
Принципиальное отличие транспортного налога в Китае и России
Если гражданин решил купить автомобиль в Китае, России или любой другой стране, то ему предстоит не только заплатить за само транспортное средство, но также перечислить в казну соответствующие налоги, пошлины и прочие сборы. То есть придется отдать деньги государству за сам факт владения машиной.
Налоговое законодательство во всех государствах разное, но где-то оно имеет много общего с нашим, а где-то отличается принципиально. Например, в Китае размер автомобильного налога зависит от рабочего объема двигателя, а в России — от его мощности.
В Поднебесной действуют следующие ставки акциза на автомобили (так называемый «налог на выброс»), который включен в стоимость транспортного средства:
- до 1 литра — 1%;
- от 1 до 1,6 литра — 3%;
- от 1,6 до 2 литров — 5%;
- от 2 до 2,5 литра — 9%;
- от 2,5 до 3 литров — 12%;
- от 3 до 4 литров — 25%;
- свыше 4 литров — 40%.
В Российской Федерации транспортный налог считается от мощности мотора. Для примера приведем ставки этого налога для легковых автомобилей в Москве за 1 л.с. (в регионах ставки могут быть значительно ниже):
- от 0 до 100 — 12 рублей;
- от 100,01 до 125 — 25 рублей;
- от 125,01 до 150 — 35 рублей;
- от 150,01 до 175 — 45 рублей;
- от 175,01 до 200 — 50 рублей;
- от 200,01 до 225 — 65 рублей;
- от 225,01 до 250 — 75 рублей;
- от 250,01 и выше —150 рублей.
Сегодня даже малолитражные двигатели довольно мощные, поэтому в России хозяин современного автомобиля с турбомотором платит по повышенному коэффициенту. В Китае градация другая: в КНР решили, что логичнее привязать налоговую ставку к рабочему объему двигателя. Из-за этого шкала «налога на автомобиль» в Китае более прогрессивная.
Специфика китайского налогообложения привела к тому, что сегодня Mercedes-Benz специально для Поднебесной выпускает внедорожники G-класса с турбочетверкой объемом 1991 кубический сантиметр, а не с привычным четырехлитровым битурбомотором V8. При этом немецкие инженеры форсировали скромный агрегат до 258 л.с. и 370 Нм, минимизировав потери в производительности. В казну за малолитражный «Гелик» придется заплатить всего 5% от его стоимости, а не 25%, если бы мотор был стандартным. Разница просто колоссальная даже для покупателей премиум-внедорожника.
Похожая ситуация и с другими автопроизводителями, которые отказываются от многообъемных двигателей. Сегодня у конкурирующих концернов Volkswagen и Mercedes-Benz топовые моторы V8 обладают объемом менее 4 литров. Именно поэтому они выигрывают по стоимости на китайском рынке у кроссоверов BMW с двигателями V8 объемом 4,4 литра. Автогиганты специально идут на даунсайзинг, чтобы успешнее продавать свою продукцию в стране, где объем мотора имеет огромное значение при формировании конечной стоимости автомобиля для покупателя — и виноват в этой тенденции именно Китай.
Логика китайских властей следующая: если ты богатый человек и желаешь приобрести спортивную или роскошную машину с монструозным двигателем, придется заплатить больше. У большинства бюджетных бензиновых автомобилей моторы объемом до 2000 кубических сантиметров, поэтому сумма налога не сильно бьет по карману.
Конечно, и в Китае, и в России кроме вышеперечисленных транспортных налогов также существуют другие сборы и пошлины, которые влияют на конечную стоимость новой машины. Но они не такие существенные, как транспортный налог, поэтому останавливаться на них не будем.
Как регион проживания влияет на стоимость автомобиля
В нашей стране транспортный налог — региональный, то есть полученные от владельцев машин деньги остаются в регионах, а не поступают в федеральный бюджет. Размер ставок устанавливают власти каждого региона. Например, фактическая ставка за авто с мощностью от 175,01 до 200 л.с. в Москве составляет 50 рублей, в Брянске — 40 рублей, а в Чечне — 25 рублей.
В Китае расчет налога на покупку машины един во всей стране, хотя платят за авто китайцы тоже по-разному — в зависимости от провинции. Дело в том, что для каждой части Поднебесной установлена своя стоимость автомобилей. Больше всего, например, придется платить жителям Пекина, а в других регионах машины стоят дешевле. В России такой разницы в ценах нет: если зайти на сайт какого-нибудь автопроизводителя, то стоимость модели для всех субъектов Российской Федерации будет одинаковой.
Получается, что разница в стоимости владения автомобилем в регионах Китая и нашей страны формируется по разным причинам, но по сути итог одинаковый — цены выше в более крупных городах.
Почему покупать электромобили в Китае выгодно
Уже давно не секрет, что модели на электротяге планомерно вытесняют традиционные машины на жидком топливе. Причем автомобили с двигателями внутреннего сгорания вообще перестанут выпускать в некоторых странах Евросоюза с 2035 года. Бытует мнение, что рано или поздно практически все автомобилисты пересядут на электрокары — и китайские власти уже озаботились развитием электротранспорта в своей стране.
Например, в Поднебесной существует программа переработки аккумуляторов, предоставляется субсидия на замену электромобилей, которая действует на модели так называемой линейки «Новая энергия». Субсидия на замену электрокаров и гибридов составляет три тысячи юаней (более 40 тысяч рублей по текущему курсу). Для повседневных малолитражных машин это вполне приличная сумма. Например, популярный микрокар Wuling Mini стоит в Китае от 32 800 юаней.
Кроме того, существует субсидия для зарядки электромобилей. При использовании некоторых зарядных станций можно вернуть половину стоимости за один кВт⋅ч, но не более 100 юаней.
Эти и другие причины (например, крупномасштабное производство аккумуляторов для электрокаров) способствуют тому, что в стране стремительно развивается электротранспорт и инфраструктура зарядных станций. Местные заводы серийно выпускают электромобили по современным технологиям, поэтому они доступны массовому потребителю и стоят относительно недорого.
Почему автомобиль в Китае уже не является роскошью
Конечно, не только прогрессивная система налогообложения, эффективные производственные мощности и государственные субсидии способствуют буму продаж новых автомобилей в Китае. Стремительное экономическое развитие страны, где средняя зарплата составляет около 9500 юаней (более 1300 долларов), позволяет гражданам достаточно быстро накопить на новый китайский электромобиль, тот же Wuling Mini, или на автомобиль с ДВС.
Например, популярный в стране среднеразмерный кроссовер Haval H6 стоит от 115 900 юаней (1,6 млн рублей), а седан Volkswagen Bora можно приобрести всего за 76 тысяч юаней, то есть за 1,05 миллиона рублей по текущему курсу.
Давайте представим, что китайская семья из двух работающих человек, получающих среднюю зарплату (9500 юаней), будет откладывать ежемесячный доход одного из супругов в течение года. Тогда за этот период она сможет накопить на автомобиль стоимостью до 115 тысяч юаней — как раз хватит на базовый Haval H6 (или на три Wuling Mini). Сможет ли средняя российская семья при таких же условиях накопить на соразмерный кроссовер в России — вопрос риторический.
Собирать деньги на новую машину нашим соотечественникам придется гораздо дольше. И одна из причин в том, что стоимость автомобилей, доставленных из-за рубежа в Россию и растаможенных по всем правилам, взлетает более чем вдвое. Это делает импортные модели недоступными для большинства россиян.
В Китае новые автомобили давно перестали быть роскошью. Конкуренция привела к тому, что в Поднебесной в каждом классе есть выбор из десятков моделей, а дилеры вынуждены продавать с дисконтом машины уходящего поколения. В России о скидках на новые автомобили пока остается только мечтать.