Эксперт: Новый порядок взимания НДС при перепродаже поддержанных автомобилей должен привести к «обелению» рынка

Новый порядок взимания НДС при перепродаже поддержанных автомобилей должен привести к «обелению» рынка, уверен налоговый юрист, член генерального совета «Деловой России», Александр Хаминский

По его словам, необходимость реформирования порядка определения налоговой базы по НДС при перепродаже приобретенных без налога товаров назрела давно. Изначально налоговый кодекс допускал исчисление НДС по ставке 20/120 (или 16,67%) с торговой наценки при розничной продаже.

Затем в 2009 году, чтобы «обелить» сделки купли-продажи бывших в употреблении автомобилей, такой вариант расчета НДС распространили на автодилеров и автосалоны, принимающие автотехнику от граждан по схеме трейд-ин.

Внесенный группой сенаторов в Государственную Думу законопроект предлагает расширить эту практику и распространить ее на сделки, совершаемые между двумя юридическими лицами. Поясню на простом примере. Если автосалон выкупает у физического лица автомобиль за 1 млн рублей и затем перепродает его юридическому лицу за 1,2 млн, то он должен начислить НДС в размере 240 тыс. рублей на полную стоимость машины. Если законопроект будет принят, сумма налога составит 33,3 тыс. рублей, так как ее станут исчислять по ставке 20/120 от величины наценки.

Ожидается, что такие нововведения должны привести к серьезному «обелению» рынка поддержанных авто. Возникает вопрос, а не последует ли за этим снижение налоговых поступлений в бюджет? Как ни странно, новый подход не только не снизит, но даже увеличит поступления.

Дело в том, что сегодня большая часть сделок в сегментах cbb (client-business-business) и cbbc (client-business-business-client) находится или в «сером» поле, или прикрывается различными схемами с использованием агентских, комиссионных и прочих договоров. В бюджет от них не поступает ровным счетом ничего. Поэтому лучше реальные 16,67% от наценки, чем виртуальные 20% от оборота.

Владимир Баршев