Взлет не разрешаю: как MiG пытался выступать в Ле-Мане

Каждый, кто хоть раз был в Грузии, знает — местные водители невероятно быстры и очень бесстрашны

Даже странно, что среди победителей Гран-при F1 и чемпионов мира по ралли нет грузинских фамилий. О’кей, это была шутка. А вот сейчас все будет предельно серьезно.

Вы знали, что среди участников знаменитой 24-часовой гонки в Ле-Мане действительно был грузинский автомобиль? Он назывался MIG Tako M100 и должен был выйти на старт суточного марафона 1993 года. Правда, так и не вышел. Вот эта занимательная и недолгая история, в которой до сих пор хватает белых пятен.

MIG Tako M100

Для начала самое главное — прямого отношения к авиационной фирме Микояна и Гуревича этот проект не имел. На самом деле, что конкретно обозначает аббревиатура MiG/МиГ, до сих пор не очень понятно. В сети ходят разные версии вроде «Мирианашвили и Грузия» или «Мегрелия и Грузия». В честь крестного отца проекта, личность которого остается загадкой.

К слову, в Тбилиси действительно был авиационный завод № 31, который в том числе выпускал и запчасти для истребителей МиГ. Так что, возможно, какое-то отношение к миру авиации этот гоночный автомобиль все-таки имел. Но это неточно…

В любом случае, достоверно известно, что грузинской инженерии в MIG Tako M100 не было. Только финансовая составляющая.

По сути же MIG Tako M100 — это гоночный вариант суперкара MCA Centenaire итальянского инженера и пилота и Фульвио Баллабио. Экс-гонщик F2 и F3000 готовил машину к Ле-Ману, но поиздержался и продал проект грузинам. Как вы уже поняли, то ли Мегрелии, то ли Мирианашвили, то ли еще кому-то пожелавшему остаться в тени.

MCA Centenaire
MCA CentenaireИсточник: MCA

Дебют MIG Tako M100 состоялся на тестовых заездах в Ле-Мане 16 мая 1993 года. Над MiG поначалу откровенно посмеивались — ведь грузинский гоночный автомобиль почти не отличался от дорожного варианта MCA Centenaire. Сохранились даже кожаный салон, пепельница и прикуриватель!

Но по итогам тестов машина показала не самый последний результат — 30-е место с отставанием от лучшего времени где-то на полторы минуты. Не супербыстро, но и не катастрофа.

Очевидно, рассчитывая улучшить этот результат уже непосредственно в квалификации к самому Ле-Ману, инженеры заменили мотор Lamborghini V12 на 3,5-литровый V12 фирмы Motori Moderni. И это, как выяснилось, было ошибкой.

Оказалось, что 600 лошадей настоящего гоночного мотора, помноженные на коробку, рассчитанную на вдвое меньшую мощность, крайне плохой вариант.

Джампьеро Консони на МиГе был последним в квалификации. Две с половиной минуты от результата поул-позишн, показанного Peugeot 905, это еще не самое страшное. Хуже, что MIG был медленнее предпоследнего места на 1 минуту 9 секунд…

Судьи справедливо посчитали, что такой медленный автомобиль может представлять серьезную опасность для других участников 24-часовой гонки, и к старту грузинский МиГ не допустили.

Александр Потапов