Эволюция дизайна китайских автомобилей: больше не просто Ctrl+C

Сложно представить, что буквально 40 лет назад на китайских автодорогах практически не было личных машин, тогда как сегодня автомобильный рынок Поднебесной развивается семимильными шагами. По официальным данным, Китай является первой в мире страной по количеству автомобилей — в 2022 году их число выросло на 5,8% до 319 млн.

Причем местные автомобильные бренды уже давно перестали ассоциироваться с клонами известных мировых марок, предлагая собственные дизайнерские решения. Как проходила эволюция дизайна китайских автомобилей от полного копирования к самостоятельным разработкам, рассказывает директор китайского дивизиона экспортной компании China Car Club Александр Сероштанов.

Почему мы мало знаем о китайском автомобильном дизайне

Начнем с вопроса: знакомы ли вам значки китайских автомобилей? Вероятно, некоторые эмблемы вы все же знаете. А много ли вы знаете автомобильных дизайнеров или дизайнерских ателье из Китая? Скорее всего, не знаете вообще. И это не удивительно, поскольку китайские дизайнеры, в отличие от их европейских или американских коллег, не раскручены, хотя, безусловно, в последнее время дизайнерская школа Поднебесной активно формируется. И с учетом количества машин, которые производятся в стране, просто не может быть такого, что местных разработчиков интерьеров и экстерьеров лучших китайских автомобилей не существует.

Один из наиболее известных китайских автомобильных дизайнеров, который хоть как-то присутствует в медийном пространстве, — глава GAC Design Чжан Фань (Zhang Fan). Он, кстати, более восьми лет проработал в Mercedes-Benz, где рисовал модели SL, SLK и другие. Компания GAC Group из города Гуанчжоу, в которую перешел Чжан Фань, — крупнейший автопроизводитель Китая (занимает пятое место).

Глава GAC Design Чжан Фань
Глава GAC Design Чжан Фань Источник: GAC

Чжан Фань известен своими концептуальными автомобилями и созданием отдельного дизайнерского языка, который получил название «Капля воды». Он создан специально для бренда AION и предназначен исключительно для электромобилей. О других китайских дизайнерах авто известно не так уж много, но почему? Это можно объяснить несколькими факторами.

Исторический и культурный контекст

Китайская автомобильная индустрия начала активно развиваться только в последние десятилетия. Для сравнения, автопромышленность США и Европы имеет более чем 100-летнюю историю. Это позволило сформироваться и развиться национальным автомобильным брендам и установить свою репутацию в области автомобильного дизайна, чем не могут похвастаться автозаводы Поднебесной. Китайские производители автомобилей все еще находятся в процессе поиска своего уникального стиля, отражающего китайскую культуру и традиции.

Международная экспансия

Западные автомобильные бренды уже давно находятся на международной арене и имеют широкую клиентскую базу во многих странах. Тогда как китайские автозаводы только начинают активно стремиться на мировой рынок, продвигая свои марки и модели с оригинальным дизайном.

GAC R&D Center
Источник: GAC

Менталитет китайцев

Вероятно, свою роль также сыграл менталитет китайцев, которые не привыкли выпячивать свое «я», а действовать коллективно. Впрочем, времена меняются, и сегодня китайские автобренды и дизайнеры начинают привлекать к себе все больше внимания.

Несмотря на эти и другие факторы, современные китайские дизайнеры разрабатывают и выпускают в свет автомобили с уникальным экстерьером и интерьером, что позволяет им постепенно получать признание и известность в мировой автомобильной индустрии.

Проблемы и вызовы в начале развития автозаводов Китая

На самом старте развития китайской автомобильной промышленности ставка была сделана на коммерческие машины. Это были в основном грузовики, внедорожники и пикапы. А когда речь идет о коммерческих автомобилях, то дизайн отходит на второй план. Буквально до 80−90-х годов вообще не было такого понятия, как дизайн китайского автомобиля — оно было вторичным, поскольку во главе стояла функциональность. Машины тех лет представляли собой переосмысленные варианты советских, американских и европейских автомобилей. Еще тридцать лет назад никто не думал о том, красивая машина или нет — это было неважно.

Например, результатом китайско-советского сотрудничества еще в 60-е стал грузовик Jiefang CA10 — полная копия известного ЗИС-150. А советский «работяга» ГАЗ-51 лег в основу грузовика Yuejin. Конечно, на грузовых авто дело не остановилось, и китайцы охотно копировали советские легковушки. Один из ярких примеров — первая модель премиального бренда Hongqi, которая во многом повторила ГАЗ-13, известную в Союзе как «Чайка».

Jiefang CA10
ЗИС-150
Jiefang CA10 и ЗИС-150.

Китайцы занимались копированием машин не от хорошей жизни: государство нуждалось в автомобильных перевозках, а собственной инженерной школы на тот момент не существовало. Специалисты создавали авто по образу и подобию популярных зарубежных разработок, причем китайский продукт был не самого лучшего качества. Примерно в 90-х годах прошлого века в Поднебесной стали появляться совместные производства с иностранными компаниями, что заметно повысило качество и технологичность машин. Но от копий в Китае отказываться не спешили.

Почему китайские производители автомобилей копировали популярные авто в 90-х

Объяснить факт повального копирования в китайской автомобильной отрасли можно несколькими причинами. Китайские автобренды поняли, что если продавать копию какой-нибудь популярной модели дешевле оригинала, особенно дорогого и статусного, то можно всегда рассчитывать на аудиторию, которая «хочет казаться, а не быть». То же самое с копированием брендовых марок одежды, украшений и так далее. То есть существует целая индустрия копий, которую китайские автопроизводители реализовали на примере автомобилей. Причем в какой-то мере это у них получилось хорошо.

Например, все знают про китайские копии Toyota Corolla от марки BYD или клоны Gelandewagen и Jeep под маркой BAIC. Также достаточно известны автомобили Chery QQ, копирующие Daewoo Matiz, и внедорожники Zotye, повторяющие дизайн Volkswagen Touareg. В каждом классе можно назвать модели, которые в большей или меньшей степени копируют наиболее удачные зарубежные автомобили, добившиеся больших продаж и успеха у пользователей.

BYD F3 I 2005 - 2013 Седан
BAIC BJ80
BAIC BJ40 второго поколения
Chery Sweet (QQ) I 2003 - 2009 Хэтчбек
Zotye T600 I 2015 Кроссовер

Можно сказать, что именно покупательский спрос стал одной из главных причин копирования в китайской автомобильной индустрии. Удачные и не очень клоны позволяли потребителям получить авто с экстерьером, повторяющим известную модель, но по более низкой цене.

Кроме этого, в прошлом китайское законодательство не было достаточно строгим в отношении защиты интеллектуальной собственности. Это позволяло предприимчивым компаниям копировать и продавать автомобили, несмотря на нарушение авторских прав.

Также не стоит забывать про экономические факторы. Копирование дизайна популярных моделей позволяло китайским производителям автомобилей сэкономить время и ресурсы на разработку своих собственных машин с нуля. Это было особенно актуально на начальном этапе развития местной автомобильной индустрии.

Какие известные автомобильные дизайнеры работают сегодня в китайских компаниях

Существует целый ряд дизайнеров с мировым именем, которые переходили в китайские автобренды не только за деньгами, но и за свободой творчества. Если работать в компании с жесткой корпоративной структурой и уже сформированным дизайном, то вероятность реализовать все свои идеи невелика. Поэтому иностранцы, как это ни странно, ехали в Китай за творческой свободой. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и финансовый фактор — на деньги китайцы тоже не скупились.

 Джилз Тейлор
Джилз Тейлор Источник: Hongqi

Например, британский автомобильный дизайнер Джилз Тейлор перешел из Rolls-Royce в Hongqi. Поэтому когда сегодня говорят, что автомобили Hongqi похожи на Rolls-Royce и якобы являются их копиями, то это не так, поскольку их создал мистер Тейлор, приложивший руку к культовым Ghost, Phantom и Cullinan. Талантливый дизайнер сейчас работает в компании Hongqi, которая активно расширяет модельный ряд и где гораздо больше свободы для творчества. Поэтому работы у мистера Тейлора сейчас явно больше. В Hongqi можно экспериментировать и оставить заметный след в истории — этот фактор для творческих людей нельзя недооценивать. В Rolls-Royce была ограничивающая специфика — не очень широкий модельный ряд и длинный жизненный цикл машин.

Современные автомобили Hongqi (например, модели H9 и E-HS9) очень похожи на нынешние Rolls-Royce характерной решеткой и оптикой, монументальным дизайном носовой части кузова — это факт. Но такое сходство не результат клонирования или бездумного копирования, а удачное решение топ-менеджеров китайской марки, которые смогли переманить грамотного и креативного дизайнера не у кого-то там, а у производителя наиболее известных и роскошных автомобилей в мире.

hongqi_e-hs9_8.jpeg
Rolls-Royce Cullinan
Hongqi E-HS9 и Rolls-Royce Cullinan

Британский автомобильный дизайнер Питер Хорбери, чья карьера началась в Chrysler, а затем продолжилась в Ford и Volvo, также в свое время перешел в Geely. Эта история не такая громкая, поскольку в итоге китайская Geely приобрела Volvo целиком, а не только дизайнера. Если мы посмотрим на модель Geely Preface, то увидим, что сходство с Volvo не только технологическое, но и дизайнерское, потому что седан Preface очень похож на современные седаны Volvo. При этом нельзя сказать, что это гротескная копия шведских машин — это, скорее, развитие фирменного дизайна Volvo.

Geely Preface
Geely PrefaceИсточник: Geely

Также можно вспомнить Даниэля Гальоне, который работал в Alfa Romeo и создавал одни из самых красивых автомобилей в новейшей истории. В пример можно привести Alfa Romeo 8C Competizione и Maserati Quattroporte — действительно самобытные авто с яркой внешностью. Сейчас Даниэль Гальоне работает в фирме JAC, и, возможно, дизайнерские решения от этого итальянского мастера будут скоро ассоциироваться с отечественным автопромом. Шутки шутками, но, например, Москвич 3 — он же JAC Sehol X4 — достаточно симпатичная современная машина, хотя красота — понятие субъективное. Очевидно, что если творить в бюджетном сегменте, то руки будут во многом связаны, а на дизайн накладывают отпечаток определенные технические компромиссы.

Москвич пресс-релиз
Москвич пресс-релиз
Москвич пресс-релиз
Москвич пресс-релиз

Еще один яркий пример — бывший дизайнер Bentley Штефан Зилафф, который перешел в Geely. Когда мы видим новые модели этой китайской марки, например, компактный электрокроссовер Geely Zeekr X, то понимаем, откуда здесь взялись дизайнерские решения в интерьере, которыми могла бы гордиться Bentley. Это касается мелочей вроде крючков для одежды, кнопок электростеклоподъемников, сдвигаемого экрана и других элементов, которых не ожидаешь встретить в китайских электрокарах среднего класса.

В экстерьере Geely Zeekr X фишек тоже хватает. Например, спрятанный зарядный лючок, который замаскирован так, что его не найдешь, пока не нажмешь на соответствующую кнопку. Сюда же отнесем отсутствие дверных ручек, поскольку двери открываются кнопками, и таких интересных нюансов хватает. Можно сказать, что Штефан Зилафф, приложивший руку к современным моделям Bentley, привил Geely такие дизайнерские решения, за которые не было бы стыдно даже премиальным британским машинам.

Zeekr X
Zeekr X
Zeekr X
Zeekr X
Zeekr X
10
Zeekr X 

Но не стоит думать, что у китайских дизайнеров нет свежих идей. Существует марка Lynk & Co, которая опирается на технологии Volvo, но обладает собственной внешностью, узнаваемым дизайном с характерными параллельными дневными ходовыми огнями на капоте. Это весьма интересное решение, которого больше ни у кого нет. Автомобильный бренд Lynk & Co — это ноу-хау в плане дизайна, причем его характерные черты прослеживаются на всех моделях бренда. Поэтому можно сказать, что китайцы развивают собственную дизайнерскую школу, а не просто копируют и перерабатывают самое лучшее.

Lynk & Co
Lynk & Co

Как мировое автомобильное сообщество реагировало на китайские копии известных марок

Когда китайский автопром был сугубо внутренним делом Поднебесной, то реакция мирового автомобильного сообщества на копии известных иностранных марок была сдержанной и, можно сказать, снисходительной. На китайцев могли бы подать в суд за копирование, но было понятно, что осудить местную компанию в Китае за копию западной или восточной машины — дело очень сложное и неблагодарное. Китайские автопроизводители тоже это понимали, поэтому занимались клонированием авто, ничего и никого не стесняясь.

Но когда автопром Китая начал набирать ход и стало понятно, что на экспортных рынках с копиями развивать бизнес невозможно, то клонирование постепенно сошло на нет. И сегодня уже практически не осталось автозаводов в Китае, которые бы откровенно копировали что-то чужое. Например, у BAIC еще есть какие-то гротескные копии известных марок, но не более того.

Популярные китайские автопроизводители, вставшие на ноги, этим уже не занимаются. Конечно, дизайнеры могут что-то по-своему интерпретировать, но в полном копировании нужды уже нет. Поэтому сегодня реакция автомобильного сообщества тоже поменялась. Иностранцы с интересом изучают современный китайский рынок авто и наблюдают за ним уже не столько с дизайнерской точки зрения, сколько с технической.

Если говорить об электромобилях, то инженеры из разных стран часто приходят к одним и тем же решениям, работая над дизайном. Это как в случае с болидами Формулы-1: когда существует определенный технический регламент, то, скорее всего, разные инженеры независимо друг от друга придут к схожим разработкам. Такая же ситуация и с электрокарами. Существуют моменты, которые никак нельзя игнорировать — тот же коэффициент аэродинамического сопротивления. И если убрать оптику и покрасить в однотонный цвет, к примеру, Mercedes EQS и какого-нибудь «китайца», то различить их будет очень сложно. Ситуация такова, что многие современные автомобили становятся похожими друг на друга, и уже нет разницы, китайские они, европейские или американские.

Конечно, люди не хотят ездить на одинаковых авто. Поэтому автопроизводители иногда вынуждены отступить от идеальных технических решений и рисовать то, что покупают. Сегодня существует запрос на брутальный дизайн и ретро-стиль, и китайцы это активно эксплуатируют. Например, автоконцерн Great Wall успешно работает с обоими подходами — брутальной стилистикой и формами в стиле ретро.

Говоря про ретро-стиль, также можно вспомнить модели компании Ora, которые являются современной и удачной интерпретацией Volkswagen Beetle. У Haval есть модель Dargo, которая и брутальная, и ретро одновременно. Все эти машины самобытные, и их нельзя считать прямыми копиями — это, скорее, сборник цитат.

Ora Ballet Cat
ora_ballet_cat_11.jpeg
Ora Ballet Cat
Ora Ballet Cat
ora_ballet_cat_7.jpeg
10

Сейчас подобным путем идут все автопроизводители. Например, новый Land Cruiser Prado очень похож на Havak Dargo, который появился раньше «японца». То есть можно сказать, что Toyota скопировала «китайца». Но на самом деле это просто актуальная автомобильная мода, эволюционное развитие дизайна, и с этим нужно смириться.