Ралли Бандама — гонка, в которой до финиша не добрался никто

Самая сложная гонка в мире?

Современные гонки «Формулы-1» стали уж очень предсказуемыми. Никто не может победить сочетание Макс Ферстаппен плюс Red Bull. При этом машины современной F1 стали настолько надежными, что сходы по техническим причинам превратились в настоящую редкость. Если за гонку из-за неисправностей техники сойдет больше двух-трех машин, это уже сюрприз.

Но то кольцевые гонки с ровным как стекло асфальтом. Скажем в ралли, где пилотам приходится мчаться по дорогам общего пользования, лесным грунтовкам или гравийным дорожкам гораздо больше вероятность ошибки и схода. И все равно соотношение стартовавших и финишировавших обычно можно выразить как два к одному.

То ли дело раньше… Во второй половине XX века случались ралли, в которых на финише чествовали считанные единицы от стартовавших экипажей. Ну, а однажды произошло и вовсе из ряда вон — на ралли «Бандама» 1972 года не оказалось финишировавших.

Citroen DS23 принимавший участие в гонке 1972 года
Citroen DS23 принимавший участие в гонке 1972 года

Эту гонку, впоследствии более известную как «Ралли Берег слоновой кости», придумал французский пилот и авантюрист Жан-Клод Бертран. Он решил организовать состязание, которое по сложности заткнет за пояс даже «Сафари».

Первая «Бандама» прошла в 1969-м и была умеренно сложной. Затем же с каждым годом уровень сложности повышался. Естественно, это сказалось на количестве сходов. В 1970-м финишную отмашку получило всего пять экипажей, еще через год — восемь.

А потом настал 1972-й…

Что же пошло не так? Призовой фонд ралли в том году составил аж 10 миллионов франков и организаторы решили — за такие деньги гонщикам придется попотеть. Только представьте почти 4000 км предлагалось преодолеть со средней скоростью 100 км/ч. И не по асфальту, а по грунтовым дорожкам сомнительного качества. В дождь же они мгновенно становились непроезжими.

Более того, всю дистанцию пилоты должны были преодолеть почти без остановок. Никакого организованного ночлега в пути!

Larrousse au Bandama 1972

В общем с самого начала это была гонка на выживание. Экипажи, которые пытались ехать быстро и держаться в заданном темпе, разматывали подвеску и ходовую. Ну, а те кто ехал шепотом, пытаясь сберечь технику, сразу же выбивался из требуемого темпа и зарабатывал штрафные очки. Причем за перебор пенализации экипаж дисквалифицировали!

К началу четвертой дорожной секции — считайте, только половина дистанции — уцелело 11 экипажей. А потом начался дождь, которого все боялись. Оставшиеся в борьбе пилоты тонут в грязи, ломаются или безнадежно опаздывают.

Финал-апофеоз копания в грязи людей и машин это официальное объявление от организаторов — весь маршрут не преодол ни один экипаж, а значит, и чемпиона не будет. Все 10 миллионов призового фонда просто перенесли на следующий год.