Несмотря на то, что в российском законодательстве не предусмотрено прямых санкций за езду со сколами, потертостями и трещинами на лобовом стекле, инспектор все же может наказать нарушителя, руководствуясь частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Согласно ей, эксплуатация ТС при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, не допускается. Санкции по статье предусматривают штраф в размере 500 рублей или предупреждение.
На какие дефекты лобового стекла инспектор, скорее всего, не обратит внимания?
Практика показывает, что сотрудники ДПС в большинстве случаев не придираются к незначительным повреждениям остекления машины, особенно если такие дефекты находятся со стороны пассажира и вне зоны работы «дворников». Можно, например, не опасаться, что вас оштрафуют за потертости, оставшиеся от старых стеклоочистителей и за небольшие сколы и щербинки в любой области остекления.
Однако сильные потертости, многочисленные трещины со стороны водителя и, тем более, разбитое стекло практически наверняка вызовут вопросы у инспектора, и санкции в таком случае наверняка последуют.
Виды повреждений лобового стекла
Таким образом, повреждение повреждению — рознь. Самые мелкие изъяны — щербины или микросколы практически не затрудняют обзор.
Более крупные сколы бывают лучевидными (от места удара расходятся трещинки в форме звезды), круглыми и полукруглыми, похожими по форме на полумесяц. Они имеют тенденцию разрастаться, если их не устранить.
Трещины бывают внешними (на внешнем слое лобового стекла), внутренними (на внутреннем слое), сквозными, лучевидными (от места повреждения расходится несколько лучей), и смешанного типа.
Наконец, нередко встречаются затиры — потертости и разводы из-за повреждения остекления изношенными щетками стеклоочистителя или губками и скребками.
Чем опасны трещины на лобовом стекле?
Даже внушительные сколы или трещины на лобовом стекле могут не создавать проблем для водителя в большинстве дорожных ситуаций. Однако видимость может значительно ухудшиться, например, в ясный день при движении в сторону солнца и ночью, когда свет фар встречных машин будет преломляться.
Более того, при обширных трещинах, идущих от борта до борта в районе стеклоочистителей (так называемые термические трещины), страдает прочность кузова, поскольку стекло является элементом его жесткости, работая на пассивную безопасность. Наконец, расколотое стекло уже не в состоянии держать ветровые нагрузки, которые растут на высоких скоростях. Повторный удар камнем, езда по пересеченной местности, когда кузов начинает «гулять», и, наконец, ДТП становятся вдвойне опасными. Даже если триплекс (специальный пленочный слой) удержит разбитое стекло на месте, то острые кромки могут все-таки оторваться и полететь в салон.
Можно ли поставить на учет машину с трещиной на лобовом стекле?
В течение 10 дней с момента покупки подержанной машины новый владелец должен зарегистрировать его в ГИБДД. Однако в процедуре практически наверняка откажут из-за трещины на лобовом стекле ввиду несоответствия ГОСТ. Его пункт 4.4.7 указывает на запрет таких изъянов в зоне работы дворников на той стороне, где сидит водитель (соответственно — на левой стороне для леворульных транспортных средств и справа для праворульных). Таким образом, инспектор потребует, в соответствии с пунктом 7.1 «Перечня неисправностей» приложения к ПДД, устранить недочет и лишь потом приезжать для постановки на учет.
Можно ли получить диагностическую карту с трещиной на лобовом стекле?
Непременно возникнут проблемы и при прохождении с таким техническим изъяном технического осмотра. А именно — операторы ТО не выдадут диагностическую карту машине, у которой повреждение находится в зоне работы стеклоочистителей. Чтобы пройти техосмотр с таким дефектом, сначала придется заменить или качественно отремонтировать стекло.
Имеет ли смысл ремонтировать стекло или только менять?
Специалисты рекомендуют проводить ремонт лобового стекла, если диаметр скола составляет менее 1 см, а длина трещины — менее 150 мм. Однако все зависит от конкретного случая и места расположения дефекта. При этом спасти можно лишь стекло, у которого поврежден только внешний слой.
В то же время, эффективность ремонта застарелых трещин довольно низкая, поэтому с восстановительными работами лучше поспешить. Также не получится устранить скол или трещину на стыке лобового стекла и передней стойки. Дело в том, что в этой области проблематично закрепить оборудование для ремонта. Также стоит помнить, что трещина после качественного ремонта станет почти незаметной, но вернуть стеклу былую жесткость не получится.
Таким образом, ремонт становится оправдан, например, для прохождения техосмотра, если машина новая (для сохранения оригинальной детали) и если скол или трещина небольшие. Наконец, если машина бюджетного сегмента, в ряде случаев лобовое стекло выгоднее поменять, чем ремонтировать. Чего не скажешь об автомобилях премиум-сегмента с дорогими запчастями.
Является ли появление трещины на лобовом стекле гарантийным случаем?
Как правило, заменить поврежденное лобовое по гарантии удается лишь на протяжении пары месяцев с момента приобретения нового транспортного средства. При этом все зависит еще и от дилерской площадки. Как правило, дилерам дано право самостоятельно определять гарантийный период на все детали машины.
Является ли трещина на лобовом стекле страховым случаем?
В случае с каско, страховые компании признают случай страховым, если дефект был получен в результате внешнего физического воздействия. Если же по стеклу пошла трещина, например, из-за перепада температуры в сильный мороз, страховая, скорее всего, откажет в замене стекла по каско, сочтя такой дефект заводским браком. Получить компенсацию за разбитое стекло по стандартному ОСАГО крайне проблематично, однако, если вы оформили полис ОСАГО с дополнительными опциями (ДСАГО), за которые придется доплатить, компенсация будет возможна. В договоре нужно указать, какие повреждения будут оплачены и сколько раз в течение его срока действия документа можно будет заменить стекло.