В прошлом году 24-часовая гонка в Ле-Мане отпраздновала 100-летний юбилей. В истории французского марафона множество ярких моментов, но главная трагедия — одна. Это печально знаменитая авария 11 июня 1955 года, унесшая жизни 84 человек.
Тогда буквально на ровном месте мощнейший Mercedes-Benz 300 SLR французского пилота Пьера Левека улетел в зрительскую трибуну. Помимо человеческих жертв, эта авария имела и другие последствия.
Например, Mercedes-Benz официально ушел из кольцевых гонок на несколько десятилетий. Кроме того, безопасность автодромов была основательно пересмотрена. Дальше всех пошли в Швейцарии. Напуганные инцидентом в Ле-Мане власти ввели полный запрет на проведение гоночных мероприятий на территории страны. К слову, отменили этот «бан» только несколько лет назад.
Но что же случилось в тот трагичный день? Кто виноват в случившемся? Самое удивительное, что назвать виновных попросту невозможно.
Все произошло в самом начале марафона — спустя всего два часа после старта. Попробуем восстановить последовательность событий.
Лидерство в гонке уверенно захватил Jaguar D-type Майка Хоторна. Молодой, но очень талантливый и быстрый англичанин как раз обошел на круг своего соотечественника Лэнса Маклина на Austin-Healey — когда увидел, что механики команды зовут его в боксы.
Чтобы не пропустить въезд в пит-лейн, Хоторн, только что мчавший на полную, резко ударил по тормозам. Это и запустило цепочку трагических случайностей. Маклин, не ожидавший от лидера резкого замедления, тоже начал давить на тормоза.
Только в отличии от Jaguar D-type его автомобиль не был оснащен дисковыми тормозами. Вот почему, несмотря на все старания пилота, Austin-Healey приближался к машине лидера. Чтобы избежать неминуемого столкновения Лэнс в последний момент инстинктивно рванул руль влево и… перекрестил траектории с мчавшим там Mercedes-Benz Пьера Левека.
Переднее колесо «Серебрянной стрелы» наскочило на заднее «Остин-Хили», и 300 SLR взмыл в воздух. Сначала Mercedes-Benz врезался в оградительныльный барьер, а затем начал рассыпаться на куски прямо в воздухе. То, что еще секунду назад было красивым и мощным автомобилем, превратилось в смертоносную картечь, которая стала косить зрителей центральной трибуны.
Будто этого было мало, подоспевшие пожарные принялись заливать горящий Mercedes-Benz водой. Большая ошибка. Ведь в конструкции кузова 300 SLR широко применялся магний, которой при контакте с водой горит только сильнее.
Несмотря на весь ужас происшедшего, гонку останавливать не стали. Возможно, и правильно. Организаторы побоялись, что зрители, покидая трассу, устроят на дорогах заторы, которые помешают прибытию карет скорой помощи.
Вечером того же дня из штаб-квартиры Mercedes-Benz приказали своей заводской команде сняться с гонки. К тому времени лидерство уверенно захватил именно пилот Mercedes-Benz Хуан-Мануэль Фанхио. Так уже по сути без борьбы победа в самом грустном Ле-Мане досталась пилоту Jaguar D-type Майклу Хоторну, резкое торможение которого невольно оказалось катализатором трагедии.