Без рамок и кнопок: «АвтоВАЗ» снова испытывает нехватку комплектующих

Не все отгруженные дилерам «Лады» попадают в продажу.

Неофициальные источники сообщают о приостановке производства новой Lada Vesta NG. «АвтоВАЗ» эту информацию опровергает, но признает проблемы с комплектующими. В то же время дилеры жалуются, что не могут пустить в продажу «Лады», которые приходят к ним в некомплектном виде. Чего не хватает новым российским машинам — выясняли «Известия».

Слухи и планы

24 июля производство автомобилей Lada Vesta было приостановлено, а сотрудники занимаются досборкой некомплектных машин, сообщил неофициальный паблик автозавода в Тольятти Avtograd news.

дилер
Источник: Зураб Джавахадзе / Известия

«АвтоВАЗ» поспешил опровергнуть эту информацию. По словам представителей завода, план производства Lada Vesta и сдачи автомобилей в торговую сеть выполняется. На заводе признают проблему с комплектующими, хотя и контролируемую.

— Иногда возникают непредвиденные сложности с отдельными компонентами, но на сдачу готовых автомобилей в отгрузку дилерам это не влияет. Сложности планово устраняются. Идет обычный рабочий процесс, — отметил директор по связям с общественностью концерна Сергей Ильинский.

Поставляют некомплект

Тем не менее дилеры жалуются на поставки некомплектных «Вест». Как ранее заявил президент ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин, до 70% Lada Vesta, поступающих в автосалоны, некомплектны. По его словам, на этих машинах не установлена система вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС, а также отсутствует окантовка систем мультимедиа. C одной стороны, получается, что «АвтоВАЗ» выполняет план по отгрузкам, с другой, большинство автомобилей не могут поступить в продажу.

ЭРА-ГЛОНАСС
Источник: Зураб Джавахадзе / Известия

При этом есть определенная логика в поставках некомплектных автомобилей дилерским предприятиям: так машина после исправления недочетов быстрее попадет к покупателю в отдаленных от Тольятти регионах.

— Это делает возможным мгновенно приступить к продажам, как только придут запчасти, — отметил Алексей Подщеколдин.

Слова президента РОАД подтверждаются данными статистики. По информации комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в прошлом месяце дилерам было отгружено 4258 автомобилей Lada Vesta. При этом, согласно данным аналитического агентства «Автостат», которые учитывают количество выданных ЭПТС на машины, автосалоны продали в июне только 2310 «Вест». Таким образом, почти половина машин, полученных продавцами в прошлом месяце, так и остались на дилерских складах.

«АвтоВАЗ» запланировал на 2023 год выпустить порядка 400 тыс. автомобилей и не сильно отстает от графика — продажи в первом полугодии составили 143 618 автомобилей. На учет же был поставлен лишь 134 551 автомобиль, сообщает «Автостат».

Нажали на «кнопки»

Примечательно, что если прежде приостановки конвейера были связаны с нехваткой электронных компонентов для сборки машин (АBS, блоков управления подушками безопасности и т.д.), то сейчас речь идет об относительно простых деталях. При этом в АО «ГЛОНАСС» отрицают какие-либо перебои в поставке этих устройств.

«По данным от российских производителей устройств вызова экстренных оперативных служб, никакого дефицита нет, отечественные автопроизводители устанавливают кнопки SOS на выпускаемые автомобили и ежедневно подключаются к госинформсистеме ЭРА-ГЛОНАСС», — приводит слова пресс-секретаря компании Олега Кириллова агентство ТАСС. Он также отметил, что с начала лета к ней было подключено более 40 тыс. автомобилей «АвтоВАЗа».

На фоне заявлений дилеров о нехватке «кнопок» «АвтоВАЗ» объявил кампанию по бесплатному дооснащению автомобилей семейств Granta, Niva Legend и Niva Travel устройствами вызова экстренных оперативных служб. Кампания затронет 79,5 тыс. автомобилей Lada, выпущенных в период с октября 2022-го по февраль 2023 года.

Нехватка пластиковых окантовок может быть вызвана сразу несколькими причинами, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Например, отсутствием у производителя какого-либо компонента, входящего в состав полимера, из которого изготавливается эта деталь. При этом он подчеркивает, что в нынешних условиях поставка некомплектных автомобилей — единственный способ не останавливать производство.

— Безусловно, это сказывается на имидже компании. Но еще большим ударом для «АвтоВАЗа» стала бы остановка выпуска Lada Vesta спустя три месяца после начала производства, — отмечает эксперт.

Несущественные детали

Поставка дилерам некомплектных автомобилей напоминает ситуацию конца 90-х, когда покупатели зачастую были вынуждены самостоятельно дооснащать машины, приобретая недостающие детали в магазинах автозапчастей. В частности, на закате производства «Святогоров» на московском заводе АЗЛК подавляющее большинство машин выходило за ворота предприятия без стекол, сидений, рулей, некоторых других элементов интерьера.

Принципиальное отличие состоит в том, что 25 лет назад такие машины поступали в продажу, а сейчас некомплектные «Весты» до конечного потребителя не доходят, подчеркивает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаратто.

дилер
Источник: Зураб Джавахадзе / Известия

— Покупатель в итоге получает полностью укомплектованный автомобиль. Детали, которых не хватает на машинах, несущественные: по большому счету, не важно, установлены они на заводе или дилером. Важно то, что их не пускают в продажу, — заявил он «Известиям».

Эксперт также отметил, что отгрузка некомплектных машин в автосалоны позволяет не останавливать работу предприятия и не отправлять сотрудников в вынужденный отпуск. После того как ситуация с поставками недостающих деталей нормализуется, дилеру не составит труда устранить их и передать покупателю полностью готовую машину, подчеркнул Моржаретто.

Отпустить ситуацию

Косвенно на нехватку комплектующих может указывать перенос зимнего корпоративного отпуска, ранее запланированного на 27−29 декабря 2023 года, на 26−28 июля 2023 года. Согласно официальной позиции «АвтоВАЗа», это вызвано не дефицитом запчастей, а иными причинами.

— Напомним, что трехнедельный корпоративный отпуск «АвтоВАЗа» в текущем году проходил в первой половине июня. С учетом этого компания приняла решение предоставить работникам дополнительные дни отпуска в летнее время, в разгар курортного сезона. Перенос трех дней отпуска на июль не повлияет на ход исполнения производственного плана, так как общее количество рабочих дней в течение года не изменится, — отметили в пресс-службе предприятия.

О планах уйти в корпоративный отпуск в конце июля также объявили и другие российские автозаводы. «КамАЗ» сообщил о корпоративном отпуске, который продлится с 24 июля по 6 августа включительно. Примерно в те же даты пойдут в отпуск ГАЗ и «Москвич».

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов