Что за идея установить предельную стоимость отечественных автомобилей

Национальный союз защиты прав потребителей предложил зафиксировать максимальную цену машин отечественной сборки

Для автосалонов предложено установить предельную надбавку к стоимости производителя в 15%.

С чем связана инициатива зафиксировать стоимость машин российской сборки?

Национальный союз защиты прав потребителей обратился к премьеру Михаилу Мишустину с выводом, что цены на машины искусственно завышают дилеры. Заключение сделано из анализа статистики «Автостата»: за I квартал 2023 года цена нового автомобиля выросла на 11%, в 2022 году — на 20%.

Эксперты национального союза защиты прав потребителей уверены, что динамика повышения цен сложилась не только из объективных причин.

Что предлагает Национальный союз защиты прав потребителей?

Руководитель организации Павел Шапкин направил Мишустину письмо, в котором объясняется необходимость зафиксировать предельную стоимость машин. Глава Союза пояснил, что считает правильным обозначить разницу в стоимости отечественного авто между производителем и потребителем не более 15%. Тогда автодилеры не смогут беспрепятственно повышать стоимость. В интервью «Известиям» Шапкин провёл аналогию с существующим сейчас в РФ регулированием цен на табачную продукцию.

Один из последних примеров — в начале июня начались продажи Lada Vesta NG «АвтоВАЗа». Производитель рекомендовал продавать авто в комплектации Comfort за 1,2 млн рублей. Но некоторые дилеры просили за машину более 2 млн рублей. «АвтоВАЗ» тогда приостановил отгрузку и начал проверку работы дилеров. Однако на инициативу ограничения стоимости машин завод пока не отреагировал.

Шапкин назвал еще несколько причин завышения цен на авто. Это, в том числе, и недостоверная реклама, и навязывание услуг в автосалоне, и непомерные проценты по автокредитам.

Как на инициативу отреагировали государственные ведомства и участники рынка?

Минпромторг заявил, что статистику по средневзвешенным ценам, приведенную «Автостатом», нельзя брать для сравнения цен на автомобили. Эта выжимка цен не делит машины на отечественные и импортные. «Известиям» приводят данные Росстата, согласно которым средняя потребительская цена на новый отечественный автомобиль в мае 2023 года составила 944,6 тыс. рублей, что на 4% меньше показателя за аналогичный период прошлого года.

В федеральной антимонопольной службе сообщили, что инициатива не противоречит законодательству.

Несколько дилеров высказали разные мнения. По словам одних, официальные автодилеры цены не завышают, это делают серые продавцы. Другие подчёркивают, что игра на балансе себестоимости и реализации — обычная практика, и в увеличении маржи нет ничего плохого. Ведь иногда спрос гораздо ниже предложения, и приходится продавать машины по себестоимости.

Надежда Уварова