Правда ли, что атмосферный мотор надежнее турбированного

Чем меньше деталей в моторе, тем реже они ломаются

В начале 21 века на легковых автомобилях стали широко применяться турбированные двигатели. Как и все сложные механизмы, эти агрегаты склонны к повышенному износу и обладают меньшей надежностью, чем привычные атмосферные моторы. Насколько это критично?

Volkswagen и Audi

Самым знаменитым мотором, который в различных модификациях приобрел широкое распространение, стал турбированный агрегат Volkswagen EA111 1,4 TSI. Он дебютировал в 2007 году на автомобилях брендов Volkswagen и Audi. В том же году он был признан «Двигателем года» и «Инновацией года» в Европе. Но вскоре начали проявляться недостатки.

Из-за высокой нагрузки на низких оборотах цепь ГРМ могла растянуться уже к 60 тыс. км и рисковала перескочить на зубьях шестерни вала. На форсунках образовывался налет, препятствующий их нормальной работе. Интеркулер часто засорялся, из-за чего могла выйти из строя турбина.

slide image for gallery: 28133 | Audi RS 4 Avant, Audi RS 5 Sportback и Audi RS 5 Coupe
slide image for gallery: 28133 | Audi RS 4 Avant, Audi RS 5 Sportback и Audi RS 5 Coupe
slide image for gallery: 28133 | Audi RS 4 Avant, Audi RS 5 Sportback и Audi RS 5 Coupe
slide image for gallery: 28133 | Audi RS 4 Avant, Audi RS 5 Sportback и Audi RS 5 Coupe
slide image for gallery: 28133 | Audi RS 4 Avant, Audi RS 5 Sportback и Audi RS 5 Coupe
17

На моторах 2007−2012 годов выпуска есть замечания к клапану регулирования давления картерных газов, что приводило к росту давления масла. Быстро изнашивались шейки распредвалов, неправильно работали электромагнитные клапаны фазорегуляторов, появлялись течи антифриза в помпе и в термостате.

В 2012 году силовой агрегат прошел через процедуру глубокой модернизации, после чего многие проблемы исчезли. Однако из-за ресурса турбины он все равно проигрывал в надежности аналогичному по назначению 1,6-литровому атмосферному агрегату MPI.

Хотя турбина вполне поддается ремонту. Одной из ее проблем считается закисание штока управляющего механизма, из-за чего электроника выдавала ошибки. После очистки турбина вновь могла работать. Случались трудности и с микросхемами блока управления или уплотнительными кольцами. Эти детали легко меняются на новые.

Mini, Peugeot и Citroen

Компания BMW тоже имеет опыт изготовления недолговечных моторов. Турбированный двигатель 1,6 THP EP6 появился в 2006 году на Mini, а затем поставлялся на автомобили Peugeot-Citroen. Сначала он вызвал восторг своими характеристиками. Однако в процессе эксплуатации стали проявляться проблемы. Турбина двойного наддува twin-scroll, система изменения фаз газораспределения, прямой впрыск часто выходили из строя.

Citroen C3 Aircross
Citroen C3 Aircross
Citroen C3 Aircross
Citroen C3 Aircross
Citroen C3 Aircross
26

Среди недостатков мотора можно отметить слабую поршневую группу, низкий ресурс цепи, быстрый износ успокоителей и натяжителя привода ГРМ.

Наблюдались проблемы и с отводом тепла. При активной езде из-за локальных перегревов начиналось закоксовывание масла на клапанах, происходили утечки в систему вентиляции, нередко ломался термостат. В итоге при активной езде фиксировались задиры вкладышей и постелей распредвалов. При пробегах свыше 100 тыс. км отказывали форсунки.

В общем, турбированные моторы из-за высокой сложности действительно имеют несколько меньшую надежность. Однако это не значит, что их ресурс сильно меньше, чем у атмосферных. Форсунки засоряются и у обычных 1,6-литровых моторов, у них также фиксируются проблемы с клапанами или с картерными газами, растягиваются цепи и есть склонность к образованию нагара. Поэтому разница в надежности не столь очевидна, как многие представляют.

После ремонта и замены проблемных деталей турбированный двигатель вполне может отходить 250−300 тыс. км, так же, как и атмосферный. Рассчитывать на большее в том и другом случаях не стоит, так как в погоне за снижением веса производители стали делать тонкостенные блоки цилиндров, не поддающиеся расточке под новый ремкомплект. В итоге при высоком износе стенок цилиндров рекомендуется менять блок целиком.

Владимир Гаврилов