Водителей начнут наказывать за опьянение лекарствами

В КоАП будут внесены поправки, устанавливающие наказание для водителей за лекарственное опьянение. Соответствующий законопроект правительство России внесло в Госдуму

Прием водителями определенных лекарств может привести к лишению прав. Такие лекарства ухудшают реакции человека, но при этом не являются наркотиками.

«Подготовленный законопроект направлен на устранение существующего правового пробела и реализацию правовых позиций Конституционного суда РФ. Предлагаемые поправки к КоАП позволят сделать наказуемым так называемое лекарственное опьянение для водителей. Действующие нормы не позволяют привлекать к ответственности водителей, чье состояние опьянения было вызвано лекарствами, не относящимися к наркотическим или психотропным, но способными ухудшать внимание и реакцию», — прокомментировал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Перечень соответствующих лекарственных препаратов будет утвержден постановлением правительства. В него могут быть включены анестетики, противоэпилептические препараты, снотворные средства и другие.

Следует заметить: для того чтобы все это заработало, придется менять действующий приказ Минздрава об определении опьянения. Сейчас, по сути, нарколог не обязан устанавливать состояние опьянения по клиническим признакам — только по наличию и количеству того или иного препарата в организме. Для алкоголя установлен порог, кого считать пьяным, а кого — нет. Это 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха, или 0,3 промилле в крови. А для наркотиков порогов нет, достаточно просто их следов.

Однако в новом проекте прописано: для того чтобы привлечь водителя за лекарственное опьянение, придется сначала установить клиническую картину опьянения. Если человек внешне трезв, а в его организме нашли какие-либо вещества, не относящиеся к алкоголю, наркотикам и психотропам, то и привлекать его за опьянение по-прежнему будет нельзя.

Юристы настаивают на закреплении по аналогии с алкоголем неких норм погрешностей как для наркотиков, так и для веществ, которые к ним не относятся.

Читайте также
Лекарства
Судам запретили наказывать водителей за состояние «лекарственного опьянения»
Люди в мантиях получили строгое указание: не наказывать водителей, севших за руль в состоянии так называемого «лекарственного опьянения». То есть принимавших какие-то вполне легальные препараты, снижающие трезвость ума. Указание действует временно: до тех пор, пока в закон не будут внесены соответствующие изменения

Ранее глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов предлагал метить лекарства, которые нельзя употреблять за рулем, специальным знаком. Откуда водитель может знать, что можно, что нельзя?

Сейчас наказывать водителей за состояние лекарственного опьянения нельзя

Люди в мантиях получили строгое указание: не наказывать водителей, севших за руль в состоянии так называемого лекарственного опьянения. Правило действует временно — до тех пор, пока в закон не будут внесены соответствующие изменения.

Специальное разъяснение сделал Первый кассационный суд общей юрисдикции в своем свежем обзоре судебной практики. Он обратил внимание нижестоящих судов и, по большому счету, всех судей страны: необходимо строго придерживаться предписаний Конституционного суда. Но, как видим, такое послабление для принимающих лекарства водителей будет действовать недолго, проект уже в Госдуме.

slide image for gallery: 26907 | Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
slide image for gallery: 26907 | Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
slide image for gallery: 26907 | Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
slide image for gallery: 26907 | Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
6фотографий

Пока если алкотестер показывает ноль — ни о каком освидетельствовании на лекарственное опьянение речи идти не может. 

Сергей Смирнов, автоэксперт, заместитель главного редактора радио «Автодор»:

— Хочу сказать, это давно назревало. Ведь часто бывает так, что лекарственные препараты влияют на внимание, концентрацию, реакцию водителя и, таким образом, на безопасность движения.

Если водитель собирается принять лекарство, ему просто нужно достать инструкцию и удостовериться, убедиться в отсутствии противопоказаний для управления транспортным средством. Понятно, что большинство производителей лекарств нередко подстраховываются и указывают эти противопоказания, даже если лекарство никак не влияет на управление автомобилем.

Я думаю, сейчас новые поправки — это больше проблема для медиков и чиновников, которым предстоит определить, какие именно лекарства реально влияют на безопасность, и установить соответствующий список, перечень этих медицинских препаратов.

Елена Кухтенкова