Родстеры Tesla забыли в порту на 13 лет и выставили на торги

Покупатели бьются за находку на аукционе — ставки уже перевалили за два миллиона долларов

История, которая стоит за аукционом, организованным фирмой Gruber Motors, весьма необычна. Началось все в 2010 году, когда в порт на побережье Китая прибыли контейнеры с тремя новенькими электрическими родстерами Tesla Roadster первого поколения. Прибыли они из США — электромобили сошли с конвейера завода компании Tesla в Калифорнии, который собирал эти родстеры из машинокомплектов, приходивших с производственной площадки фирмы Lotus в английском Хетеле. Но по прибытии в Поднебесную экспортные машины не извлекли из транспортировочных контейнеров — брошенные и забытые родстеры простояли в китайском порту целых 13 лет.

О том, почему редкие (и потому довольно дорогие на вторичном рынке) электромобили Tesla Roadster томились в заключении с 2010 года, стало известно совсем недавно: как сообщают представители Gruber Motors, эти машины в свое время заказала неназванная китайская автомобильная компания для своего инженерного центра, но подробно изучить их для разработки и последующего производства аналога под собственным брендом она не успела по причине банкротства. Зато теперь, когда эти родстеры все-таки отыскали спустя столько лет, у фанатов марки Tesla появился шанс приобрести один из трех уникальных электромобилей, которые были выпущены еще до выхода первой массовой модели компании — Model S.

Да-да, Roadster — это самая первая модель в истории компании Tesla. И если учесть, что покупали эти электромобили неохотно из-за высокой цены (более 100 тысяч долларов), скромного оснащения и слабой осведомленности о молодом бренде даже в рядах автомобильных энтузиастов тех лет, то нет ничего удивительного в том, что в итоге с 2008 по 2012 год свет увидели лишь около 2450 экземпляров. То есть компании даже не удалось довести тираж до 2,5 тысячи экземпляров, изначально предусмотренных контрактом с английской фирмой Lotus, которая помогала «Тесле» с разработкой (в основе родстера лежала конструкция модели Elise) и поставляла компоненты для сборки в США.

Именно поэтому эти машины сегодня высоко ценятся на вторичном рынке — секрет популярности скрывается не столько в значимости модели для истории марки Tesla, сколько в малом тираже (который стал еще чуть меньше после того, как Илон Маск запустил свой собственный Roadster на ракете в космос). И по этой же причине каждый экземпляр с минимальным пробегом — на вес золота.

Особенно машины в поздней модификации Sport, которые оснащали более мощными электромоторами с отдачей до 292 л.с. и 400 Нм (вместо исходных для стандартной модели 252 л.с. и 270 Нм), благодаря чему время разгона до 97 км/ч удалось сократить с 3,9 до 3,7 с. Да, по счастливой случайности все три найденные машины оказались выпущенными именно в версии Sport. Две машины окрашены в цвет Very Orange, третьему экземпляру достался оттенок Radiant Red.

Фирма Gruber Motors, взявшая на себя оплату солидной суммы, которая набежала за 13 лет хранения транспортировочных контейнеров в порту, выставила три электромобиля (и содержимое четвертого контейнера с кучей запчастей) на торги в виде одного лота. Аукцион должен был завершиться еще 26 мая, однако из-за высокого интереса со стороны потенциальных покупателей его было решено продлить до 2 июня. И не зря — всего за шесть дней ставки поднялись с 800 тысяч аж до двух миллионов долларов!

Любопытно, что электромобили продают без ключей — в контейнерах их попросту не было. Ключи от родстеров должны были храниться в офисе порта, однако ответственный за них сотрудник скончался до того, как машины были найдены. Впрочем, продавец в лице фирмы Gruber Motors уверяет, что это не проблема — для покупателя будут изготовлены новые (благо, все документы и заводские сертификаты оказались на месте). Зато в салонах машин сохранились оригинальные заводские защитные чехлы на сидениях и бумажные коврики на полу, косвенно свидетельствующие о том, что машины действительно все эти годы оставались нетронутыми.

А вот техническое состояние электромобилей остается под вопросом — 13 лет простоя, увы, не могли благоприятно сказаться на способности литий-ионных батарей емкостью 53 кВт·ч держать заряд. Хотя пробег на одной зарядке для новых родстеров Tesla в свое время достигал 393 км по циклу EPA. Не исключено, что после покупки новым (и в то же время, по сути, первым) владельцам забытых электромобилей придется раскошелиться не только на расходники, но и на замену батарей и других ключевых компонентов.

Сергей Хлопунов