Какие проблемы у 16-клапанных моторов Lada, Nissan и Renault

Самые популярные двигатели оказались не такими уж и надежными

Шестнадцатиклапанные двигатели HR16DE или H4M объемом 1,6 л считались самыми современными и эффективными в линейке силовых агрегатов Lada. Моторы выпускали с 2015 года и ставили на Vesta и XRAY.

Они отличаются лучшей экономичностью, обеспечивают невысокие выбросы вредных веществ в атмосферу и обладают хорошим крутящим моментом на низких оборотах. Эти агрегаты ставились не только на Lada Vesta, но и на машины брендов Nissan и Renault, которые выпускались на заводах в Москве, Тольятти и под Санкт-Петербургом. Есть ли у HR16DE недостатки?

Свист приводного ремня

Журнал «За рулем» перечислил основные проблемы 16-клапанных двигателей на Lada Vesta.

Lada Vesta
Lada Vesta
Lada Vesta
Lada Vesta
Lada Vesta

При больших пробегах начинает свистеть приводной ремень. Особенно хорошо слышны посторонние звуки из-под капота при холодном запуске. Причина постороннего звука в некачественных натяжителях, которых плохо фиксируют ремень.

Высокое потребление масла

На больших оборотах двигатель начинает потреблять масло, и его расход порой достигает 1 л на 5000 км пробега. Тем самым, после плановой замены смазывающей жидкости во время интервала между ТО приходится трижды доливать смазку. Дело в том, что в моторе используются облегченные поршни с короткой юбкой и тонкими кольцами.

Такое конструктивное решение помогает достигнуть лучшей эффективности, но при высоких оборотах масло пробивается через кольца в камеры сгорания. В итоге на клапанах и поршнях образуются отложения. На высоких пробегах окончательно засоряется каталитический нейтрализатор, который приходится менять из-за снижения его пропускной способности.

Сложности при замене свечей

Владельцы современных Lada Vesta вдруг узнают, что для замены свечей необходимо демонтировать впускной коллектор. Операция эта недешевая, и если учесть, что замена свечей должна по регламенту производиться через 30 тысяч км пробега, то каждое второе ТО становится лишком накладным.

content image for: 74084

Причем при снятии коллектора увеличивается риск попадания внутрь системы впуска пыли и частичек грязи, которые могут оставить задиры на стенках цилиндров. Кроме того, слишком сильная затяжка свечей в колодцах может приводить к образованию трещин в головке блока цилиндров.

Не разрешен АИ-92

Двигатели HR16DE или H4M технически не отличаются друг от друга и практически идентичны. Они получили разные маркировки из-за использования двумя брендами, а именно Nissan и Renault. Рассчитаны они на АИ-95, однако в процессе перехода на Lada было сделано программное послабление. В память ЭБУ внесены программные закладки, помогающие перенастраивать зажигание для использования низкооктанового АИ-92, чтобы избежать детонаций.

Читайте также
Chevrolet Bel Air (1956)
7 потайных лючков бензобака: где они спрятаны
Вспоминаем о машинах с самым необычным расположением топливной заливной горловины. Не всякий знает, какой стороной подъезжать на этих авто к заправке

При низких нагрузках это помогает, но при активной езде с максимальной отдачей мотора могут возникать детонации. В итоге активный драйв на дешевом топливе быстро «убивает» 16-клапанный мотор. Чтобы продлить его ресурс, требуется заливать только АИ-95 или даже АИ-98, что мало кто делает.

Сложность регулировки клапанов

В погоне за низкой ценой мотор лишился гидрокомпенсаторов клапанов. Поэтому для регулировки потребуется дорогостоящая и трудозатратная операция по перенастройке всего механизма. У двигателя Н4М кулачки распредвала давят на клапаны через цилиндрические стаканчики, высоту которых определяют на заводе. При износе детали требуется поставить стаканчики с другой высотой.

Владимир Гаврилов