Как избавиться от трещин и сколов на лобовом стекле

В процессе эксплуатации машины достаточно часто появляются царапины, сколы и трещины на лобовом стекле. Авто Mail.ru рассказывает, можно ли ездить на машине с такими изъянами, как минимизировать вероятность таких повреждений, а также о видах и стоимости ремонта фронтального остекления

Трещины и сколы на лобовом (оно же — ветровое) стекле, к сожалению, практически неизбежны, если машина активно эксплуатируется и в городе, и за его пределами. Чаще всего автомобиль получает такие «раны» от щебенки, летящей из-под колес встречного или попутного транспорта.

Не менее часто ЧП может произойти из-за перепада температур: например, когда летом авто буквально раскаляется на солнце, после чего вы включаете кондиционер и направляете поток воздуха прямо на стекло. Еще один типичный сценарий — когда вы въезжаете на мойку в лютый мороз, и на стекло подается теплая вода. Реже «лобовуха» повреждается от падающих с крыш сосулек или ветвей деревьев. Наконец, ДТП и даже банальное дворовое хулиганство нельзя сбрасывать со счетов. Во всех случаях владелец оказывается перед дилеммой — отремонтировать лобовое, поменять его или не делать ровным счетом ничего.

Можно ли не ремонтировать скол или царапину на лобовом стекле

Люди, относящиеся к повреждениям на их автомобилях философски, нередко попросту игнорируют сколы и трещины на лобовом стекле, предлагая следующую аргументацию: мол, изъян не препятствует нормальному обзору. Однако случается, что в контровом свете утром и днем, а также в темное время суток из-за света фонарей сколы и трещины дают блики, отвлекающие от дороги. Кроме того, лобовое стекло — это конструктивный элемент, работающий на жесткость кузова, которая страдает, если речь идет о повреждении во всю длину или ширину остекления.

Наконец, в ПДД четко прописано, что автомобиль с повреждением ветрового стекла со стороны водителя эксплуатировать нельзя. Даже если инспектор и не назначит штрафных санкций (формально он волен это сделать согласно ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ), на таком автомобиле нельзя будет получить диагностическую карту, необходимую для проведения регистрационных действий с автомобилем.

Скол на лобовом стекле
Источник: legion-media.ru

Виды повреждений лобового стекла

Самые мелкие повреждения лобового стекла называют щербинами или микросколами. Такие изъяны даже не всегда видны на остеклении. Однако это не значит, что их нужно оставлять без внимания, ведь в перспективе они могут разрастись до более внушительных изъянов. Сколы покрупнее бывают лучевидными (от места удара расходятся трещинки в форме звезды), круглыми (под местом удара может образовываться воздушный карман, а вокруг — ореол) и полукруглыми, похожими по форме на полумесяц с точкой от удара в центре.

Что касается трещин, они бывают внешними (на внешнем слое лобового стекла), внутренними (соответственно, на внутреннем слое), сквозными, лучевидными (когда в стороны от места повреждения расходится несколько лучей), и смешанного типа. Упомянем также так называемые затиры — характерные потертости и разводы, появляющиеся из-за повреждения остекления изношенными щетками стеклоочистителя или другими предметами — например, губками при мойке и скребками при удалении наледи). Соответственно, ремонт таких следов эксплуатации в каждом случае будет иметь свои нюансы.

Какие сколы и трещины не подлежат ремонту

Еще какие-то пять-десять лет назад неремонтопригодными считались стекла с размером повреждений более 5 см. Однако бум ремонтных технологий обогатил отрасль новыми материалами и ноу-хау, позволяющими устранить даже самые глубокие и обширные сколы и трещины.

Другое дело, что в последнем случае такие операции будут не всегда оправданными в финансовом смысле, ввиду высокой стоимости материалов и работ. С другой стороны, если речь идет о ремонте подогреваемого «лобовика» машины премиальной или люксовой марки, которое стоит несколько десятков тысяч рублей, то даже масштабный ремонт имеет смысл.

Трещина на лобовом
Источник: legion-media.ru

Как бы то ни было, считается, что реанимировать можно лишь стекло, у которого поврежден только внешний слой. Если затронут связующий полимер, или, того хуже, повреждение оказалось сквозным, лучше предпочесть ремонту замену стекла. Кроме того, специалисты не рекомендуют устранять застарелые трещины, равно как уже отремонтированные сколы.

Считается, что если такие изъяны «поползли», иначе говоря, начали увеличиваться в размерах, то восстановление не будет эффективным. Не рекомендуется также ремонтировать разветвленные трещины в форме многолучевых звезд. И, наконец, далеко не во всякой мастерской возьмутся за устранение изъянов на стыке ветрового стекла и передней стойки. Дело в том, что в этой области сложно, а иногда и попросту невозможно установить оборудование для ремонта.

Что делать, когда вы поймали скол на лобовом стекле

Главное правило, которого нужно придерживаться при повреждении лобового стекла, — это не медлить с ремонтом. Чем больше времени пройдет с момента повреждения остекления, тем больше грязи попадет в место скола, и тем менее эффективными будут ремонтные работы. К тому же даже микроскол, если оставить его без внимания буквально на несколько дней, может превратиться в трещину, особенно если ездить по разбитым дорогам, заезжать на бордюры и поднимать машину на домкрате, провоцируя тем самым «кручение» конструкции. Проще говоря, повредили стекло, мчитесь в сервис.

Если оперативный ремонт по ряду причин не представляется возможным, эксперты рекомендуют предпринять меры по консервации повреждения. Как вариант, скол или трещину можно заклеить скотчем, или же нанести на место повреждения лак для ногтей или автопластилин — пластичный состав на основе обычного пластилина для лепки, продающийся в специализированных магазинах.

Ремонт стекла
Источник: legion-media / Zoonar/Ian Iankovskii

Как стекла ремонтируют на автосервисе

Современные ветровые стекла, как правило, состоят из трех слоев, и чаще всего сервисмены работают с внешним, наиболее часто повреждающимся слоем. Сначала поверхность очищают от грязи, пыли и замасленности, для чего используют вакуум, чистящие средства, после чего область ремонта просушивается профессиональным феном. На следующем этапе при помощи бура по краям точечного повреждения просверливаются отверстия, которые предотвращают дальнейшее увеличение. Эта простейшая процедура, так называемое «высверливание», как правило, не дает повреждению разрастись.

Однако в большинстве случаев такими минимальными мерами ремонт не ограничивается. Специалисты затем заполняют повреждение полимерным материалом под давлением, а поверху наносят покрывающий полимер. На финальном этапе место обработки высушивается ультрафиолетовой лампой и полируется.

Что касается ремонта трещин и сколов со сложными формами, например, повреждений в форме паутинки, здесь мастера, как правило, обходятся без дрели, концентрируясь на заполнении односторонней или двусторонней трещины полимерами разной степени вязкости с последующей обработкой места ремонта ультрафиолетом. Ну, а мелкие царапины убираются обычной полировкой.

Можно ли отремонтировать стекло самостоятельно

Если скол или трещинка небольшие, то, при обладании определенными навыками, дефект можно устранить своими руками. Для этого в магазинах автозапчастей нужно будет приобрести ремонтный набор, в который, как правило, входит шприц-дозатор с клеем, инжектор, сглаживающая полимерная пленка, а иногда также и удерживающее основание на присосках.

После обезжиривания места ремонта с помощью иголки из купленного набора нужно вычистить скол, чтобы удалить мелкие осколки стекла. Затем на стекло вокруг скола приклеивается ограничивающая прокладка. На следующем этапе в горловину инжектора выдавливается ремонтный полимер из тюбика. Остается только подвести к области ремонта нагнетатель и запрессовать клей в скол и в расходящиеся от него трещинки, если такие имеются. После этого на место ремонта укладывается прозрачная пленка из набора. Теперь желательно оставить авто на солнце, где под воздействием проходящего через пленку света состав полимеризуется примерно за полчаса. Как вариант, место ремонта можно прогреть фонарем или феном в течение четверти часа. Далее пленка снимается и восстановленный участок полируется.

Сколько стоит ремонт лобового стекла

Цены на ремонт стекол варьируются от сервиса к сервису, но в среднем самый простой вариант — остановка трещины засверливанием, обойдется в 500−1000 рублей. За ремонт сколов, как правило, просят от 100 до 200 рублей за 1 мм, а трещин — от 50 до 100 рублей за 1 см, причем речь идет о полноценном восстановлении — с использованием полимерных заливок, сушкой ультрафиолетовой лампой и полировкой. Некоторые сервисы назначают фиксированные цены за услуги (например, стоимость ремонта скола до 2 см — 2000 рублей, больше 2 см — 2500 рублей). В среднем стоимость ремонта сколов лобового стекла составляет от 1500 до 6000 рублей, трещин — от 2500 рублей до 10 000 рублей. При этом в ряде случаев, например, когда речь идет о малолитражке массового сегмента, ремонтировать серьезные дефекты на ветровом стекле финансово не оправдано. Ведь, скажем, стекло на Lada Granta сегодня стоит порядка 4000 рублей, примерно столько же на сервисе попросят за его замену.

Автомобиль стекло
Источник: Unsplash

Как избежать появления трещин на лобовом стекле

Чтобы минимизировать шансы возникновения трещин на «лобовухе», следует, прежде всего, правильно прогревать машину на улице в зимние морозы. К примеру, такой провокации, как подача горячего воздуха на еще не оттаявшее стекло последнее может не пережить. По той же причине во избежание резкого перепада температур не следует поливать обледенелое стекло теплой водой и, тем более, кипятком.

Что касается стекол, которые претерпели ремонт, равно как ветровых с неотремонтированными сколами или трещинами, на машинах с такими особенностями не стоит лишний раз заезжать на бордюр, преодолевать «пересеченку» и участки с разбитым асфальтом. Ведь любой перекос кузова создаст дополнительное давление на упомянутые изъяны, и шансы, что скол или трещина расползутся, увеличатся.

Наконец, как дополнительная мера безопасности рекомендовано так называемое бронирование лобового стекла. Речь идет о его оклейке специальными пленками. Такая прозрачная «броня» усилит защиту от сколов и царапин. При этом такие материалы от ведущих производителей имеют хорошую оптическую прозрачность без каких-либо искажений, равно как необходимые атермальные свойства и защиту от ультрафиолета.

Александр Потапов