Смертельные огни. Опасная мотоциклетная иллюзия грозит авариями

Почему машины часто выскакивают перед мотоциклистами и провоцируют ДТП?

Весной в ночное и вечернее время, когда на дорогах сгущаются сумерки, происходят странные аварии. Водители не могут объяснить, как они провоцируют ДТП с участием мотоциклистов. Притом, что у мотоциклистов были включены фары и габаритные лампы. Что же происходит на дорогах и как защититься от неприятностей на трассах?

Блуждающие огни

Многие водители уже привыкли, что в больших городах на многополосных дорогах мотоциклисты движутся между полос и со значительным превышением скорости потока. Для автомобилистов такая тактика понятна и мало у кого вызывает нарекания. Однако в ночное время по весне все больше случается странных аварий на междугородних двухполосных трассах, которые многие водители называют необъяснимыми.

Происходит все примерно по следующему сценарию. Представим ситуацию, когда по ночной дороге движется тихоходный грузовик, за которым выстраивается очередь из легковых машин. Нетерпеливые водители стараются дождаться удобного участка для обгона. Они смотрят на встречную полосу, видят огни вдалеке, оценивают примерное расстояние до встречной машины и, посчитав, что пространства для маневра достаточно, добавляют газ и пускаются на обгон. Однако из темноты материализуется мотоциклист, и обоим приходится уворачиваться от столкновения. Хорошо, если обгоняющий прижмется к центру дороги, а мотоциклист к обочине. Тогда ширины полосы хватает для разъезда. А если водителя охватывает паника, заставляя его метаться по полосе, то может случиться непоправимое.

Неужели водитель автомобиля не видел огней приближающегося мотоцикла. Он признается, что видел, однако все равно выехал на «встречку».

Представим другую ситуацию. Автомобиль ночью стоит на прилегающей территории и пытается выехать на дорогу общего пользования. Водитель осматривается, видит огни вдалеке, интуитивно оценивает расстояние до приближающихся машин и без тени сомнения выруливает на дорогу, посчитав этот маневр безопасным. Однако его догоняет мотоциклист, который не успевает затормозить и совершает столкновение. Неужели водитель автомобиля в ночи не смог рассмотреть яркие огни мотоцикла? Конечно, видел, но он неправильно оценил расстояние до него, в чем и заключается опасная иллюзия.

Мотоцикл на Кубе
Источник: legion-media.ru

Езда на рефлексах

Дело в том, что за долгие зимние месяцы водители привыкли интуитивно оценивать расстояние до приближающихся транспортных средств по двум фарам. Если огни в темноте находятся близко друг к другу и источник света относительно тусклый, то значит, транспортное средство еще далеко и пространства на дороге вполне достаточно для совершения маневра. Однако мотоциклы имеют иное расположение световых приборов.

Бывает, что на передней вилке устанавливаются спаренные фары, которые издали похожи на автомобильные. Они и обманывают автомобилистов. Некоторые тяжелые мотоциклы имеют еще и противотуманные фары на дугах безопасности и один прожектор в центре. Из-за того, что источники света находятся близко друг к другу, у автомобилистов и возникает иллюзия, что приближающееся транспортное средство очень далеко, в то время как на самом деле мотоцикл уже близко. А так как многие опытные водители привыкли совершать обгоны на автоматизме, полагаясь во многих действиях на приобретенные навыки, превратившиеся в рефлексы, то не каждый водитель сразу поймет, что он видит мотоцикл, а не автомобиль. Прозрение часто наступает уже очень поздно.

Мотоциклист же, двигаясь по своей полосе, вдруг видит, как прямо перед ним навстречу выруливает какой-нибудь лихач и несется на своей машине прямо в лоб.

В общем, весенние дороги полны подобных неожиданностей. Видя огни впереди, лучше внимательно оценить их принадлежность и не совершать любые маневры, не будучи уверенным в их безопасности. О появившихся мотоциклистах нужно помнить всегда, и при любых сомнениях лучше повременить с маневром, чем поспешить и выехать на встречную полосу прямо перед двухфарным мотоциклом.