Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ

Большинство из этих автомобилей созданы в единичном экземпляре и увидеть их можно только в музее. Авто Mail.ru рассказывает об экспозиции Музея ЗИЛ

Завод ЗИЛ, известный всем завод имени Лихачева, получил это имя только в 1956 году. А создан он был в 1916 году, как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества». Устав товарищества был утвержден самим императором Николаем II. Революция и гражданская война сильно повлияли на темпы строительства завода, и до 1924 года здесь проводился ремонт автомобилей и выпускались двигатели для первых советских танков.

В 1924 году на заводе было организовано производство грузовиков АМО-Ф-15. В 1931 году, после первой реконструкции, заводу было присвоено имя И. В. Сталина — ЗИС. В 1933-м вместо грузовиков АМО-3 начали выпускать ЗИС-5, а через три года на заводе стали создавать легковые автомобили ЗИС-101.

Потом предприятие пережило вторую реконструкцию, а после окончания войны — третью. Началось массовое производство новых моделей грузовых автомобилей (ЗИС-150), городских и междугородних автобусов, а также легковых ЗИС-110.

Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ

На фото представлены:

  • «Трёхтонка» ЗИС-5. Годы выпуска: 1933−1958. ЗИС-5 стал дальнейшим шагом в развитии 2,5-тонной модели АМО-3. Было выпущено более 587 000 таких грузовиков.
  • Первый советский грузовик АМО-Ф-15. Годы выпуска: 1924−1931. Руль у автомобиля располагался справа. АМО-Ф-15 прошли несколько стадий модернизации. Всего было собрано 7268 машин.
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ

ЗИС-110П — редчайший автомобиль. Это единственный сохранившийся лимузин ЗИС-110 с полным приводом. Автомобиль получил измененную раму, независимую переднюю подвеску на треугольных рычагах, 3-ступенчатую механическую коробку передач с увеличенными передаточными числами первой и второй ступеней, двигатель мощностью 162 л.с. Автомобиль развивал скорость 140 км/ч.

Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ

Автобусы «Юность» — настоящая легенда.

ЗИЛ-118 — ранняя «Юность». Большинство узлов и агрегатов в автомобиль перекочевали с правительственного лимузина ЗИЛ-111: схемы подвески, тормоза, рулевое управление, автоматическая коробка передач. Двигатель здесь — форсированный до 200 л.с. V8 от ЗИЛ-130.

ЗИЛ-3207 «Юность» оснащен V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Максимальная скорость автобуса 140 км/ч.

ЗИЛ-32071 выше обычной «Юности» на 20 сантиметров: для увеличения высоты потолка салона на стандартный железный кузов ставили крышу из композитных материалов.

Деревянная модель ЗИЛ-118К.

Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ

В 2010 году завод принял участие в тендере на создание парадных кабриолетов. Машины были сделаны на базе седана ЗИЛ-41041. Свет увидели всего четыре экземпляра таких кабриолетов.

Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ

Выпуск ЗИЛ‑111 начался в ноябре 1958 года. ЗИЛ‑111 стал первым в истории страны автомобилем с серийным двигателем V8, первым легковым ЗИЛом, который изготавливали штучно и первым советским автомобилем с кондиционером (его ставили на модификацию ЗИЛ‑111А).

ЗИЛ-41052 является бронированной версией модели 41047. Его двигатель оснащен рабочей и аварийной системами зажигания. Аккумулятор, бензонасос и электрические цепи продублированы.

Лимузин ЗИЛ-41047 обслуживал высшее партийное руководств, а в начале 1990-х использовался в кортеже Президента.

ЗИЛ-41041 имел укороченный кузов седан, созданный на основе лимузина. Агрегатная часть и двигатель у автомобилей были одинаковыми.

Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ

Поисково-эвакуационный комплекс ПЭК-490, предназначенный для наземных космических спасательных служб ВВС СССР, был разработан в специальном конструкторском бюро Грачёва при заводе ЗИЛ. В комплекс «Синяя птица» входят три транспортных средства: «шнек» ЗИЛ-2906, грузовая платформа ЗИЛ-4906 с прозвищем «кран» (которая перевозит «шнек» по «обычному» бездорожью) и «салон» — ЗИЛ-49061 с пассажирским модулем. В музее представлена модифицированная версия ЗИЛ-49061 — пассажирский вездеход-амфибия ЗИЛ-49065.

Рядом вы увидите ЗИЛ-3906, также построенный в специальном конструкторском бюро Грачёва. Это опытный образец, изготовленный в единственном экземпляре. Двигатель у автомобиля располагается сзади.

Макет транспортного агрегата ЗИЛ-135Ш.

Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ

В годы существования завода музей АМО ЗИЛ располагался в историческом здании бывшей управы предприятия. Он занимал шесть залов, где были собраны автомобили, документы, фотографии, плакаты, станки, масштабные макеты и пр. Теперь легендарные автомобили ЗИЛ можно увидеть в рамках постоянной экспозиции в Музее ЗИЛ в Сокольниках и в рамках временных экспозиций различных выставок.

Музей ЗИЛ, кроме автомобилей, показывает макеты, рисунки и фотографии, предметы из цехов, а также кабинет, посвященный В. А. Грачёву.

Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ

Справочная информация: музей работает каждый день, кроме понедельника, вход бесплатный.

Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Редчайшие автомобили из Музея ЗИЛ
Светлана Парфенова