Приведение в кондицию

Лето, вот-вот начнется настоящая жара. Как мы ждали теплой погоды! И дождались – без кондиционера, в духоте пробки способен перенести не каждый. Поторчав в дорожном заторе, невольно задумываешься – а не превратить ли машину в холодильник на колесах?

При изучении одного такого комплекта на компрессоре кондиционера действительно была обнаружена надпись Made in Japan. Но это еще ничего не значит – на моих джинсах Hugo Boss, купленных на рынке за 900 рублей, тоже написано Made in Germany... А все остальные детальки оказались вообще без данных о месте рождения. «На самом деле часть комплектующих в отдельных наборах российские, в других – черт поймет откуда, и служат они не особо долго», – разговорился работник одной из кондиционерных контор. Как выяснилось, за доплату они устанавливают нормальные фирменные трубки взамен штатных, которых хватает в лучшем случае на год (плюс 2000 рублей), и производят еще некоторые доводочные работы. После этого вероятность поломки существенно падает, и система служит в среднем два-три года. Однако когда в ней что-то сломается, то потом найти нужную запчасть будет нелегко – содержимое установочных комплектов постоянно меняется, и за «тот самый» моторчик или испаритель придется выложить сумасшедшие деньги. На «Волгу» выбор оборудования примерно такой же, производители аналогичны. Цены немного повыше – в среднем от $1250–1300 без «климата». За него тоже попросят $200–300. Теперь посмотрим, что с подержанными иномарками. Для начала попробуем дооснастить кондеем Volkswagen Passat B-5 1,8 1998 года выпуска, рыночная стоимость которого составляет $11–12 тыс. Перво-наперво идем к официальным дилерам – что скажет купечество? Не все готовы связываться с дооборудованием автомобиля, но таковые все же есть. Однако следует отдать должное работникам дилеров концерна Volkswagen, все они как один начинают меня от этого отговаривать. Дело в том, что дооснащение Passat B-5 «родным» агрегатом стоит от $6 до $10 тыс. Точную цифру сервисмены даже затруднились назвать – никому еще подобную операцию не производили.

«Вам проще продать свой и купить другой автомобиль, с кондиционером, это обойдется намного дешевле. Ведь, по сути, менять придется всю систему отопления плюс половину электрики-электроники, а это с работой встанет почти что в стоимость вашего авто», – сказал мастер одного салона. Нет, это мы не будем делать! Следующие «подопытные кролики» – Audi 100 2,0 в 45-м кузове и Volkswagen Passat B-4 2,0 1994 года рождения (выбор автомобилей не случаен – берем наиболее популярные в России подержанные иномарки). Понятное дело, к «официалам» обращаться не будем – «тюнинг» обойдется чуть ли не в два раза дороже рыночной стоимости авто. Посмотрим, что на сей счет предложит безымянный международный производитель. В основном на иномарки идут «кошерные» комплекты фирмы Alex. Стоят они примерно одинаково для обеих авто – средний разброс цен от $2000 до $2500. Встречаются и более дешевые предложения, а кто-то ломит до 3000 «зеленых». Но в любом случае придется внести предоплату – половину стоимости оборудования (как правило, $800–1000), и еще нужно будет подождать две-три недели, пока заказ будет исполнен. Плюс неделя на установку (это вам не «Жигули»!) – итого месяц в самом лучшем случае. А с учетом личного опыта по ожиданию заказанных запчастей из-за границы уточню – ближе к полутора. Тут уже и жара может кончиться. Рассмотрим последний вариант – купить подержанный комплект кондиционера на одной из специализированных «разборок». Попытаемся оснастить Mercedes 124/260Е 1991 года выпуска этим элементом комфорта. Полный набор необходимого оборудования стоит от $500 до $700, столько же возьмут за работу, причем произведут ее тут же, на месте. Итого получится от $1200 до $1500 за все про все. Какие тут минусы? Прежде всего, изношенность оборудования, хотя «родные» мерсовские запчасти служат очень долго. Во-вторых, придется ждать, пока на «разборку» прибудет машину с рабочим кондеем, который можно будет проверить «на ходу». На сколько это может затянуться – неизвестно. Опрошенные торговцы б/у запчастями говорили о неделе-двух, хотя без должной уверенности в голосе. Почему нужна укомплектованная машина, причем именно с таким же мотором, как у вас? Чтобы ее проверить – как правило, «разборщики» не обманывают своих клиентов, и даже на отдельную деталь дают гарантию, хотя и небольшую – неделю-две. Но этого, как правило, хватает – если запчасть доброкачественная, то она служит еще долго.

Разборки, в другом смысле этого слова, частным лавочкам ни к чему – как правило, они решают все претензии клиентов в сугубо мирной форме... Примерно столько же запросили с меня и за дооборудование кондиционером Volvo 940 2.3, рожденного в 1994 году. Но это все достаточно ординарные и широко распространенные автомобили, а если у вас что-то более экзотическое, то вариантов на самом деле всего два – к «официалам» или на пункт установки «японских» кондиционеров. Причем в последнем случае и здесь может не повезти – там все-таки комплекты делаются специально под конкретную модель и даже модификацию машины. Так что владельцам «неохлаждаемых» модификаций Land Rover, Proton или Lancia можно только посочувствовать. С «чистокровными» японками, то есть «праворульками», подобных проблем не возникнет: в 99,9% случаев они укомплектованы по максимуму, причем кондеев там бывает целых два – один для передних, а второй для задних пассажиров. Так ставить или не ставить – вот в чем вопрос? Смотря что и куда:

в случае с новой «Ладой» лучше уж потратить тысячу долларов на дело (то есть на улучшение комфорта водителя и пассажиров), чем на басистый «спортивный» выхлоп и дурацкий «аэродинамический обвес». Толку от данных прибамбасов – ноль, одни дешевые понты, причем цена их видна за километр. А вот подержанную иномарку (и новую тоже) я бы изначально брал с кондиционером. Если он сломался, его всегда можно починить. Стоит это не так дорого, при этом ничего не нужно переделывать. При правильной эксплуатации и регулярном обслуживании родной «кондей» будет служить долго, причем даже на очень старой машине. Главное – его регулярно запускать, ведь если долго им не пользоваться, то есть вероятность заклинивания компрессора. Это достаточно сложный и тонкий агрегат, в нем много поршней, которые, собственно, и сжимают хладагент. Без смазки они быстро прикипают к цилиндрам, поэтому рекомендуется даже зимой хотя бы раз в месяц включать кондиционер – пусть смажется (в фреон добавлено специальное масло).