Дилерам могут запретить продажу машин дороже рекомендованных цен

Депутаты разработали поправки в закон «О торговле», которые запрещают автодилерам завышать цены и навязывать «допы»

Соответствующие поправки в закон 381-ФЗ внес депутат Олег Лебедев. Документ размещен в системе обеспечения законодательной деятельности ГД.

Согласно поправкам, дилеры будут обязаны продавать автомобили по рекомендованной розничной цене (РРЦ), которую устанавливает производитель. Предполагается ввести запрет на установку дополнительного оборудования до продажи автомобиля покупателю. Таким образом, по задумке авторов поправок, дилеры перестанут навязывать покупателям опции.

Негативной стороной этого ограничения может стать появление черного рынка автомобилей. Подобно тому, как спекулянты скупают билеты на популярные спектакли и концерты, создают дефицит и перепродают билеты по завышенным ценам, в автомобильном мире могут появиться перекупщики, специализирующиеся на скупке новых машин у дилеров, чтобы потом продавать их дороже. У дилеров станут образовываться очереди за дефицитными моделями, и места в очередях будут продавать (такая практика существовала в той или иной форме и раньше, производители с ней боролись, но не всегда успешно).

Проблема с навязанными «допами» обострилась в 2021 году из-за мирового кризиса полупроводников — машин не хватало, и имеющиеся у дилеров экземпляры обрастали различными аксессуарами на сотни тысяч рублей. Сложилась ситуация, когда рекомендованные цены производителя окончательно перестали соответствовать реальности.

Сейчас поставки большинства иномарок в Россию прекращены, и хотя остатки некоторых моделей ушедших марок продолжают распродаваться, понятие рекомендованных розничных цен теперь по сути относится только к российским и китайским моделям. Если официальные дилеры Lada, а также китайских брендов, которые сейчас продаются лучше всего, начнут строго соблюдать рекомендованные цены, а машины, прибывшие по «параллельному» импорту, окажутся слишком дорогими (это уже так), то перекупщики в самом деле могут начать скупать у официальных дилеров все, что есть в наличии, и перепродавать по рыночным ценам.

В чем-то похожая ситуация была во времена СССР: просто так в салоне автомобиль не купить, очередь — несколько лет, на крупные предприятия выделялась определенная квота машин, которые распределялись по сотрудникам. Некоторые, получив возможность купить машину, сразу ее перепродавали, поскольку рыночная цена была значительно выше официальной. Не было недостатка в желающих заплатить больше госцены.

Павел Ёлшин