К чему готовиться покупателям новых китайских автомобилей

Эксперты рассказали, каких неприятных сюрпризов можно ожидать даже от новых машин из Поднебесной и как обстоят дела с запчастями и расходниками для них

На изрядно сократившемся автомобильном рынке России, который за прошлый год покинуло большинство зарубежных брендов, теперь безраздельно властвуют отечественные и китайские марки. По итогам января 2023 года, даже несмотря на падение сбыта новых авто на 47% к тому же месяцу годом ранее, продажи «китайцев» выросли в разы.

Для многих россиян продукция из Поднебесной стала чуть ли не единственным вариантом покупки новой иномарки за адекватную по нынешним меркам цену. Но если с качеством, надежностью и доступностью запчастей наших «Лад» и УАЗов все понятно, то к продолжающим появляться в России китайским новинкам вопросов хоть отбавляй.

Авто Mail.ru спросил у экспертов и участников рынка, страховщиков, автодилеров и автосервисов, с какими трудностями могут столкнуться покупатели новых китайских авто в России. А также хватает ли сейчас дилерам китайских марок запчастей и расходников для обслуживания таких машин.

Страховка

Китайские автомобильные бренды продвигаются по российскому рынку широким уверенным шагом. Под них перепрофилируются дилеры и заводы, доля авто из Поднебесной растет в корпоративных парках, включая такси и каршеринг. Ввоз новых автомобилей в Россию продолжается, а возможность их заказа в производство сохраняется. Нет приостановления гарантийных обязательств, так как нет перебоев поставок запчастей. Все это делает «китайцев» привлекательными для массового сегмента и в том числе отражается на стоимости страховки таких автомобилей.

Exeed VX President Limited Edition
Exeed VX President Limited Edition
Exeed VX President Limited Edition
Exeed VX President Limited Edition
Exeed VX President Limited Edition

«Китайский автопром показал снижение стоимости каско на ряд моделей после всплеска цен весной прошлого года, — рассказал вице-президент по автострахованию компании “Ренессанс страхование” Сергей Демидов. — В частности, на некоторые модели Haval снижение составило до 15−20%. В первую очередь это произошло благодаря адекватному предложению запчастей. Для сравнения — средний рост стоимости каско за март 2022 — январь 2023 года по зарубежным и отечественным маркам составил 24%».

Наличие запчастей

«Надо отдать должное китайским автопроизводителям, тот же Haval хранит у себя на складах 95% запчастей, тогда как европейцы в свое время держали порядка 86%», — описал ситуацию с запчастями руководитель отдела по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев. Слова эксперта подтвердили в российских офисах ведущих автомобильных брендов из Поднебесной. «Критических сложностей с поставками запчастей нет, а сервисный уровень центрального склада в России составляет 92%», — рассказали в пресс-службе Geely Motors.

«У АО “Чери Автомобили РУС” — дистрибьютора марок Chery, Exeed и Omoda — в России есть два центральных склада — в Московском регионе и в Красноярске, — пояснила Авто Mail.ru руководитель пресс-службы Евгения Никитена-Кацарская. — Там находится стратегический запас запчастей примерно на 3 месяца и расходников не меньше чем на полгода. Такие объемы были утверждены компанией еще в период пандемии, и она продолжает их поддерживать и по сей день. Кроме того, у дилеров есть свои запасы запчастей. И если у них что-то вдруг заканчивается, необходимые детали и расходники поставляются с центральных складов».

Haval Dargo
Haval Dargo
Haval Dargo
Haval Dargo
Haval Dargo

Подбор запчастей

«Раньше проблемой считались сложности с подбором автозапчастей. Не было нормальных каталогов, да и сейчас не всегда найдутся, — поделился директор по развитию сети “Кореана” Михаил Мартынов. — Поэтому лучше выбирать китайские автомобили исходя из их распространенности. В тройке лидеров: Chery, Geely и Haval».

«При подборе запасных частей, помимо артикула и номера, также необходимо руководствоваться фотографиями отбираемого оборудования, поскольку мы не раз встречались с ситуацией, когда автомобиль в одной и той же комплектации, но произведенный в разных кварталах одного и того же года, имеет конструктивные особенности по тормозной системе и системе охлаждения», — рассказал директор компании «АРС-практик» Антон Лысков.

«В случае поломки карданного вала, владельцам китайских машин сейчас точно не стоит переживать о наличии запчастей. Оригинальных — в избытке, а если все-таки будут какие-то краткосрочные локальные перебои — эти комплектующие часто взаимозаменяемы с японскими деталями. Например, на Haval F7 в данный момент устанавливают крестовины GUT-23 под стопорные кольца японского производителя GMB, которые ранее устанавливали преимущественно только на Toyota Land Cruiser», — рассказал директор по развитию компании «КарданБаланс» Александр Приходько.

Гарантия и ремонт

«Последние несколько лет китайские автопроизводители налаживают процессы, связанные с поставкой автомобилей и запчастей в Россию. Обслуживание авто из Китая стало доступнее в нашей стране, — рассказали в пресс-службе ГК Автодом. — Китайские компании активно развивают представительскую сеть. Представители китайских брендов открыли в РФ единые склады запчастей и современные сервисные центры, где квалифицированные специалисты ремонтируют в том числе и сложные агрегаты».

A54A9958.jpg
A54A8425.jpg
2022.10.10 - Geely_28631_light.jpg
A54A9561.jpg
_MG_8808.jpg
12

Гарантийный срок на автомобили из Китая составляет от 3 до 7 лет. К примеру, марка Exeed предоставляет своим клиентам целых 7 лет гарантии или 200 000 км пробега. Периодичность плановых техобслуживаний у китайских авто — фиксирована по километражу. Владельцам автомобилей Chery и Geely посещать ТО необходимо после 10 тыс. км пробега, в среднем один раз в год. Для авто Haval периодичность техобслуживания — от 10 тыс. до 15 тыс. км, в зависимости от моделей и года выпуска.

О новинках и их «болячках»

«К сожалению или к счастью, но статистика поломок автомобиля у каждого бренда конфиденциальна, — рассказал директор по развитию и корпоративному управлению компании “Нижегородец” Алексей Макаров. — Однако так как я вижу сколько работы у инженеров по гарантии, могу сказать, что автомобили, произведенные в Китае, ломаются столько же, сколько автомобили японских и европейских брендов. Качество сборки и надежность агрегатов в них находится на очень высоком уровне».

Всегда есть небольшие риски при покупке абсолютно новой модели. Может обнаружиться «болячка», которую производитель старается сразу же устранить: либо по отзывной кампании, либо распространением бюллетеня о необходимости обращать внимание на работу элемента. Еще бывает так, что в первый месяц продаж не поступили в достаточном количестве кузовные элементы, но эти нюансы встречаются у всех брендов, добавил эксперт.

slide image for gallery: 28276 | Changan UNI-K
slide image for gallery: 28276 | Changan UNI-K
slide image for gallery: 28276 | Changan UNI-K
slide image for gallery: 28276 | Changan UNI-K
10фотографий
Changan UNI-K

Главные проблемы

«Когда мы говорим о “болячках”, присущих китайским автомобилям, — мы подразумеваем машины бюджетного сегмента стоимостью до 3 млн рублей. Сейчас есть три основные проблемы, с которыми с большей вероятностью в 2023 году столкнутся покупатели автомобилей из Поднебесной, — рассказал директор по развитию “КарданБаланс” Александр Приходько. — Первая — коррозия. Несмотря на то, что китайские автопроизводители декларируют, что теперь все новые модели проходят полную оцинковку кузова, по факту агрессивная среда, суровый климат, и другие внешние факторы быстро приводят к повреждению лакокрасочного покрытия авто и неминуемо запускают коррозионный процесс».

«Вторая проблема — слишком нежная подвеска, часто не подходящая к нашим дорожным условиям. Это часть глобальной проблемы адаптации китайских автомобилей к российскому рынку. Одно дело если вы приобретаете авто для поездок внутри МКАД, другое — если эксплуатация в климатических условиях Сибири и Урала, особенно при регулярной езде по грунтовкам и разбитым дорогам. Она приводит к появлению усталостных трещин пружин, люфтов деталей и выходу из строя подвески уже на пробеге от 70−80 тыс км. Третья проблема — использование тонкого металла и деталей, не предназначенных к высоким поперечным нагрузкам и скручиванию. Так, самая частая проблема с карданными валами китайских авто — это деформация трубы кардана, и выход из строя одной или несколько его крестовин одновременно».

Мнения владельцев

Сейчас доля китайских машин на рынке, по данным Автокода, составляет более 20%. И если говорить о первых отзывах владельцев нового «китайца», то поначалу они будут положительными. Эти автомобили соответствуют заявленной цене, у них современный дизайн, хорошая вместительность и проходимость. Но русскому человеку «вместительное авто» также нужно для того, чтобы ездить на дачу, по лесам и за город. И здесь китайский автопром не до конца учитывает особенности нашего ландшафта, погоды и состояние дорог. Поэтому первый минус, на который обращают внимание владельцы нового внедорожника из Поднебесной — лакокрасочное покрытие.

Omoda C5
Omoda C5
Omoda C5
Omoda C5
Omoda C5
12

В первые несколько лет владения именно оно дает трещину (в прямом смысле слова), а вслед за «царапками» появляется и ржавчина. Поэтому профессионалы авторынка советуют дополнительно обрабатывать низ кузова и днища нового авто. Среди минусов «китайцев», клиенты «Автокода» также часто называют некачественную электронику. Ну и самое важное — это контрафактные запчасти, которые сейчас делают «в гараже на коленке» и продают неопытным владельцам, как лицензированные. Нужно тщательнее выбирать сервис и поставщика, а если есть возможность — до последнего обслуживаться у дилера или официального представителя.

Читайте также
Haval Drago
Тест-драйв Haval Dargo – что скрыто за крутым дизайном?
Одна из самых необычных моделей в линейке Haval наконец-то поступила в продажу. Выглядит Dargo и правда интересно, но может ли он поддержать свой брутальный облик ездовыми характеристиками?
Иван Титов