Эксперты рассказали, какие трудности ожидают российский автопром

Российские автозаводы заявили о планах запуска производства собственных автомобилей. Однако в новых условиях российскому автопрому логичнее организовать локализацию китайских комплектующих, нежели создавать собственную платформу для автомобиля, говорят эксперты, опрошенные «Газетой.Ru»

Российские автозаводы заявили о планах запуска производства собственных автомобилей. Однако в новых условиях российскому автопрому логичнее организовать локализацию китайских комплектующих, нежели создавать собственную платформу для автомобиля, говорят эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».

В Москве появится свой автомобильный кластер, там разработают собственную платформу для будущих электромобилей завода «Москвич». Об этом накануне на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил глава города Сергей Собянин. Сейчас из-за введения санкций и остановки поставок и производства в России автокомпонентов иностранными компаниями российский автопром оказался не способен производить современные автомобили. По некоторым моделям заводы «АвтоВАЗ», «Группа ГАЗ», УАЗ, «Соллерс» и «КамАЗ» были вынуждены откатить производство к уровню начала века.

Так, модельную линейку «АвтоВАЗа» покинула Lada Xray, а модель Vesta, построенную на российской платформе, ожидает перезапуск на основных мощностях в Тольятти. Lada Granta получила упрощенные версии, УАЗ также предлагает, наряду с полноценными комплектациями, машины с двигателями, отвечающими экологическому классу «Евро-0».

Вместе с тем, отечественные автозаводы в изменившихся условиях готовятся к выпуску новых моделей.

В частности, «АвтоВАЗ» объявил о приобретении у НАМИ бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге и подтвердил планы начать там выпуск автомобилей класса C и D.

В 2023 году планируется выпустить 10 тыс. таких автомобилей, а до 2027 года обеспечить локализацию этих машин с привлечением 30 поставщиков компонентов из этого региона и повысить годовой тираж до 50−70 тыс. машин.

Калининградский «Автотор» продолжает строительство и обновление производственных мощностей, запустил сборку китайских седанов Kaiyi, а ранее основатель предприятия Владимир Щербаков заявлял о планах с 2023 года наладить выпуск электромобилей и производить по 50−60 тыс. электрических машин в год.

Электрический привод должна получить и E-Neva — электромобиль, разрабатываемый концерном «Алмаз-Антей». Прототип кроссовера C-класса, создаваемого этим предприятием, продемонстрировали в январе президенту Владимиру Путину во время его визита в Санкт-Петербург.

slide image for gallery: 15590 | Сборка Datsun on-DO на заводе АвтоВАЗ

По пути наименьшего сопротивления

По сравнению с разработкой отечественной платформы для автомобилей, более дешевое и очевидное решение — локализация зарубежной модели. Но даже она может оказаться невыгодной, с учетом больших тиражей машин и компонентов, производимых в Китае, и, соответственно, низкой себестоимости на единицу продукции, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Речь о локализации можно вести при тираже от 45 тыс. автомобилей в год. Двигатель можно локализовать, если объемы выпуска свыше 110−120 тыс. машин в год, детали кузова — от 70 тыс. Если меньше — возникает вопрос себестоимости этих деталей, которая ниже у производителя в Китае, выпускающего машины миллионами
Сергей Бургазлиев
независимый консультант по автопрому

С точки зрения наличия технологий в России можно локализовать достаточно много компонентов, в том числе шины, пластики, резинотехнические изделия, штамповку, литье, — включая производство поршней и поршневых колец, перечисляет эксперт.

По его мнению, калининградский «Автотор» принял верное решение, организовав производство автомобилей китайской марки Kaiyi, на которую ожидается высокий спрос на фоне отсутствия альтернатив и достойных характеристик модели, добавляет Бургазлиев.

«Что же касается разработки отечественной платформы, то заниматься этим у нас в стране практически некому, значит, придется привлекать специалистов, и разработка платформы стоит порядка $1,5−2 млрд. %% Также нет и компонентной базы», — резюмирует он.

Такие затраты колоссальны, и скорее всего автопроизводители пойдут по пути наименьшего сопротивления — с локализацией китайских моделей или покупкой старой китайской платформы и ее адаптацией, считает эксперт.

«Автомобили сегмента С и D, которые «АвтоВАЗ» собирается выпускать в Санкт-Петербурге, нужны рынку, но в лучшем случае они запустят производство не раньше середины лета. Кроме того, у «АвтоВАЗа» большие проблемы с возобновлением производства Lada Vesta, сейчас они активно пытаются их решать», — полагает Бургазлиев.

Нужны общие агрегаты

Несколько лет назад в России обсуждалась возможность разработки единой платформы для выпуска разных марок отечественных автомобилей, в новых условиях эта идея стала актуальной, но трудновыполнимой, полагает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«Идея перейти на единую платформу и мотор несколько лет назад была осмеяна, но в нынешних условиях она оказалась актуальной. Я не верю, что будет разработана платформа, но на единые агрегаты — например двигатели, перейти можно. У нас много моторных производств, и ни одно из них не загружено более чем на 20%», — рассуждает Моржаретто в беседе с «Газетой.Ru».

В частности, «Соллерс» обещает освоить производство дизелей объемом 2−3 литра, вполне можно их устанавливать на другие автомобили, аналогично и с моторами «АвтоВАЗа», но для такого подхода необходима государственная программа, элементы планирования, полагает он.

Завод "Москвич"
Завод "Москвич"
Завод "Москвич"
Завод "Москвич"
Завод "Москвич"
14

Спрос на электромобили невелик

По мнению Игоря Моржаретто, потенциальные объемы рынка электромобилей в России не настолько велики, чтобы принять тот объем машин, о планах выпуска которого заявляют отечественные компании.

«Я знаю о планах «Автотора», «Москвича», Evolute, но не верю в массовое распространение электромобилей в России. Если суммировать планы всех автозаводов, в нынешнем году должны выпустить 15−20 тыс. электромобилей. Я не думаю, что они найдут сбыт», — считает Моржаретто.

В прошлом году в России было продано порядка 3 тыс. электрических машин, кроме того, скидка по госпрограмме на электромобили уменьшилась, а новых преференций не появилось, и в рост их продаж в 7 раз верится с трудом, аргументирует он.

Михаил Лобачев