Необычные машины, у которых колеса крутятся в разные стороны

Вспоминаем, когда появились первые автомобили с управляемой задней осью, и до чего дошел прогресс в наши дни

В начале этого года компания Hyundai в лице подразделения Hyundai Mobis, которое занимается разработкой и производством комплектующих для сборки автомобилей, представила прототип Mobion с любопытной системой e-Corner. Система представляет собой комплекс модулей с колесами, которые включают тяговый электромотор, стойку подвески, тормозной и индивидуальный рулевой механизм.

Управление каждым модулем системы e-Corner осуществляется по проводам, то есть прямой механической связи руля с колесами нет. При этом угол поворота каждого из колес достигает 180 градусов! На прототип установили четыре таких модуля — и они позволяют крутить автомобиль на месте, как танк на гусеничном ходу, разворачивать вокруг задней оси, перемещать его влево или вправо, как по рельсам, а также по диагонали. Но, конечно, создатели добавляют, что пока это лишь опытный образец. А какие любопытные проекты предшествовали этому корейскому прототипу? Давайте разбираться!

Вам ехать или шашечки?

Поначалу может показаться, что это все глупости — крутить машину на месте, ездить по диагонали и так далее. Но только представьте, насколько проще стал бы процесс парковки на тесных стоянках и узких городских улочках? Если бы машину можно было просто остановить параллельно свободному месту и боком «спрятать» ее в ряд с другими припаркованными автомобилями. А если можно было бы развернуться на месте в забитом дворе? Согласитесь, просто сказка.

Но сама по себе идея, мягко говоря, не нова. Первые так называемые полноуправляемые шасси появились больше ста лет назад — в начале двадцатого века их можно было встретить, к примеру, на тракторах и другой сельскохозяйственной технике. Они позволяли увеличить маневренность больших машин, облегчая тем самым работу водителей: поворот задних колес в противоположную передним сторону заметно уменьшал диаметр разворота.

А вот на легковых машинах такая конструкция применялась редко, по крайней мере, на заре автомобилестроения — в массовом производстве место этой технологии нашлось лишь в 1980-х.

Полноуправляемые шасси в современной автоиндустрии

Развитие технологий в сфере легковой автопромышленности позволило инженерам вдохнуть жизнь в концепцию полноуправляемого шасси 4WS (four-wheel steering) — сорок лет назад внедрять такие системы в свои серийные модели принялись японские компании Honda (первой массовой моделью с системой 4WS является Honda Prelude), Mazda, Nissan, Toyota и Mitsubishi. Чуть позже к ним присоединились европейские и американские бренды, которые тоже начали предлагать автомобили с поворотными задними колесами.

Honda Prelude 2.0XX JP-spec (BA4) '04.1987–08.1991
Honda Prelude 2.0XX JP-spec (BA4) '04.1987–08.1991
Honda Prelude 2.0XX JP-spec (BA4) '04.1987–08.1991
Honda Prelude 2.0XX JP-spec (BA4) '04.1987–08.1991

Суть такова: если на небольшой скорости передние колеса поворачивали в одну сторону, то задние, чтобы сократить диаметр разворота, уводили корму в противоположном направлении. На высокой скорости они подруливали в ту же сторону, что и передние — это способствовало повышению стабильности автомобиля при движении по трассе. Правда, в обоих случаях задние колеса поворачивались на меньший угол, чем передние.

К началу 2000-х спрос на «полноуправляемость» упал, поэтому автопроизводители начали один за другим отказываться от дорогих систем 4WS. С тех пор они изредка появлялись на автомобилях в качестве экзотической опции, хотя в последние годы концепция начала обретать вторую жизнь — сейчас задние подруливающие механизмы все чаще можно встретить на моделях европейских брендов, в частности, на крупных дорогих кроссоверах, представительских седанах и суперкарах.

Mercedes-Benz S 500 4MATIC lang AMG Line [
Источник: Mercedes-Benz
Правда, задние колеса на серийных машинах, как правило, не умеют поворачивать на углы более 10–12 градусов. Сегодня полноуправляемые шасси для своих флагманских моделей предлагают европейские бренды Audi, BMW, Ferrari, Lamborghini, Land Rover, Mercedes-Benz, Renault, Porsche и Rolls-Royce.

Новый поворот

Интерес к полноуправляемым шасси растет и во внедорожном сегменте. Отчасти это заслуга нового электрического «Хаммера», который американский концерн General Motors возродил в неожиданном формате под брендом GMC. Новый GMC Hummer возвращается в двух ипостасях — первым создатели рассекретили пикап, а затем к нему присоединился более привычный (но тоже, разумеется, электрический) внедорожник с закрытым багажным отсеком и укороченной колесной базой.

2022–н.в. GMC Hummer EV [North America] '2021–н.в.
Источник: Hummer

Инженеры наделили электромобили рядом любопытных функций, а также теми самыми подруливающими механизмами на задней оси для пущей маневренности. Однако наибольший интерес у энтузиастов вызвал необычный режим CrabWalk — в этом случае все четыре колеса поворачиваются в одну сторону, позволяя «Хаммеру» на низкой скорости двигаться по диагонали подобно крабу (отсюда, собственно, и название). Правда, способности шасси у нового семейства по-прежнему ограничены относительно невысоким максимальным углом поворота колес.

Зато, в отличие от корейского прототипа с новой системой e-Corner, электрический Hummer уже успел стать серийным. Хотя есть шанс, что машины вскоре научатся по-настоящему крутиться на месте и ехать строго боком, поворачивая все четыре колеса на 90 градусов — кто знает, что там готовят инженеры концерна Hyundai?

Сергей Хлопунов