Что будет, если в России введут левостороннее движение

Изучаем, по какому сценарию будет происходить переход на «встречку», и вспоминаем аналогичные примеры из новейшей истории Европы

В большинстве западных стран с правосторонним дорожным движением к праворульным автомобилям относятся с опаской — в Европе такие машины встречаются куда реже, чем на российских дорогах, особенно в дальневосточных регионах. У нас «правый руль» заслужил неплохую репутацию среди автолюбителей благодаря высокому качеству сборки автомобилей, изначально произведенных для домашнего рынка Японии без каких-либо амбициозных планов на экспортные поставки. И все-таки эти машины часто попадают на российские дороги, причем иногда совсем новыми, даже без пробега по родной Японии.

На востоке страны доля праворульных автомобилей на дорогах превышает 50%, а в Приморском крае их и вовсе подавляющее большинство. В этом регионе целых 83% от всех легковых машин — с правым рулем! Недаром в центре Владивостока десять лет назад даже начали появляться улицы с левосторонним движением, как в той же Японии.

Владивосток, левостороннее движение
Источник: Александр «Russos» Попов

Вопрос введения левостороннего движения в регионе обсуждают не просто несмело, а, скорее, теоретически-абстрактно. До недавних пор на Дальнем Востоке грозились сократить поток импортируемых из Японии автомобилей без системы ЭРА-ГЛОНАСС, однако к увеличению продаж «официальных» леворульных машин это пока не привело — местные покупатели по-прежнему отдают предпочтение правому рулю, несмотря на неудобство эксплуатации таких машин на российских дорогах (особенно на двухполосных загородных трассах) с правосторонним движением.

Сейчас довольно трудно представить себе переход отдельного региона (тем паче, что положения Венской конвенции о дорожном движении это прямо запрещают) на левостороннее движение, не говоря уже обо всей стране. Однако относительно недавно на такие решительные преобразования решились, например, в Швеции: да-да, еще каких-то 50 с лишним лет назад она была последней страной континентальной Европы с левосторонним движением.

праворульный автомобиль
Источник: legion-media

3 сентября 1967 года (именно тогда в стране был совершен переход на правостороннее движение) на шведских дорогах было уже полно автомобилей, причем львиная доля этих машин на тот момент была с «общеевропейским» левым рулем — получается, и водители, и местный автопарк были готовы к таким переменам. Аналогичный переход 26 мая 1968 года был совершен и в менее автомобилизированной Исландии. И все-таки как же они поменяли схему движения по всей стране всего за один день?

Конечно, процесс подготовки к такой масштабной дорожной реформе был очень серьезным. Разработка плана перехода на правостороннее движение в Швеции началась еще в 1963 году, и включать он должен был установку новых дорожных знаков и светофоров на другой стороне дороги, переконфигурацию перекрестков, перенос автобусных остановок на другую сторону на улицах с односторонним движением, организацию массовой регулировки фар на всех автомобилях, а также, конечно, всестороннюю информационную поддержку, чтобы в тот самый День «H» (от шведского Högertrafik, «правостороннее движение») никто не забыл, по какой стороне дороги нужно ехать.

Годы подготовки прошли не зря: 3 сентября 1967 года в пять часов утра переход на правостороннее движение успешно состоялся. С часа ночи до шести утра автомобильное движение по всей стране было запрещено — исключение на это время сделали только для машин экстренных служб и коммерческих перевозчиков.

В больших шведских городах запрет действовал больше суток: с 10 часов утра 2 сентября до трех часов дня 3 сентября, того самого Дня «H». Группы автомобилей, для которых в ходе запрета движения было сделано исключение, должны были остановиться и переместиться на встречную полосу 3 сентября в 4:50, а продолжить движение разрешалось через десять минут, ровно в пять часов утра.

День «H» в Стокгольме
Источник: wikipedia.org / Jan Collsiöö. Så var det, Общественное достояние

На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости, да и ездили все водители крайне осторожно — в первые дни небольшие аварии, конечно, случались, но без жертв. Да и в целом на протяжении следующих нескольких месяцев, пока шведские водители привыкали к новым правилам, аварийность была очень невысокой.

Со временем показатели аварийности все-таки вернулись к дореформенным, зато заметно снизилось число страшных аварий в окрестностях границ с «исконно правосторонними» Норвегией и Финляндией, когда в условиях не всегда хорошо обозначенных государственных границ водители (и их пассажиры), будучи уверенными в своей правоте, но по ошибке двигаясь уже по встречной полосе, гибли в лобовых столкновениях.

В теории такая реформа с переходом на левостороннее движение, конечно, могла бы быть проведена и в России, однако реальных предпосылок к подобным преобразованиям пока нет, да и на практике в нашей стране сделать это будет куда сложнее. Ведь большая часть автомобилей на российских дорогах все равно с левым рулем — в среднем по стране их около 92%. И дорожная сеть в стране с такой огромной площадью гораздо сложнее, чем в Швеции образца 1960-х: перекрестков, светофоров, равно как и самих автомобилей в целом на дорогах куда больше. Это значит, что перестройка дорожной системы обойдется дороже, а подготовка к ней займет больше времени. Так что до тех пор, пока праворульные автомобили не заполонят российские города, бояться нечего.

Кирилл Кадощук