Что будет, если в России введут левостороннее движение

Изучаем, по какому сценарию будет происходить переход на «встречку», и вспоминаем аналогичные примеры из новейшей истории Европы

В большинстве западных стран с правосторонним дорожным движением к праворульным автомобилям относятся с опаской — в Европе такие машины встречаются куда реже, чем на российских дорогах, особенно в дальневосточных регионах. У нас «правый руль» заслужил неплохую репутацию среди автолюбителей благодаря высокому качеству сборки автомобилей, изначально произведенных для домашнего рынка Японии без каких-либо амбициозных планов на экспортные поставки. И все-таки эти машины часто попадают на российские дороги, причем иногда совсем новыми, даже без пробега по родной Японии.

На востоке страны (судя по прошлогодней статистике, почти во всех субъектах Дальнего Востока) доля праворульных автомобилей на дорогах превышает 50%, а в Приморском крае их и вовсе подавляющее большинство. В этом регионе целых 83% от всех легковых машин — с правым рулем! Недаром в центре Владивостока десять лет назад даже начали появляться улицы с левосторонним движением, как в той же Японии.

Вопрос введения левостороннего движения в регионе обсуждают не просто несмело, а, скорее, теоретически-абстрактно. До недавних пор на Дальнем Востоке грозились сократить поток импортируемых из Японии автомобилей без системы ЭРА-ГЛОНАСС, однако к увеличению продаж «официальных» леворульных машин это пока не привело — местные покупатели по-прежнему отдают предпочтение правому рулю, несмотря на неудобство эксплуатации таких машин на российских дорогах (особенно на двухполосных загородных трассах) с правосторонним движением.

Сейчас довольно трудно представить себе переход отдельного региона (тем паче, что положения Венской конвенции о дорожном движении это прямо запрещают) на левостороннее движение, не говоря уже обо всей стране. Однако относительно недавно на такие решительные преобразования решились, например, в Швеции: да-да, еще каких-то 55 лет назад она была последней страной континентальной Европы с левосторонним движением.

праворульный автомобиль
Источник: legion-media

3 сентября 1967 года (именно тогда в стране был совершен переход на правостороннее движение) на шведских дорогах было уже полно автомобилей, причем львиная доля этих машин на тот момент была с «общеевропейским» левым рулем — получается, и водители, и местный автопарк были готовы к таким переменам. Аналогичный переход 26 мая 1968 года был совершен и в менее автомобилизированной Исландии. И все-таки как же они поменяли схему движения по всей стране всего за один день?

Конечно, процесс подготовки к такой масштабной дорожной реформе был очень серьезным. Разработка плана перехода на правостороннее движение в Швеции началась еще в 1963 году, и включать он должен был установку новых дорожных знаков и светофоров на другой стороне дороги, переконфигурацию перекрестков, перенос автобусных остановок на другую сторону на улицах с односторонним движением, организацию массовой регулировки фар на всех автомобилях, а также, конечно, всестороннюю информационную поддержку, чтобы в тот самый День «H» (от шведского Högertrafik, «правостороннее движение») никто не забыл, по какой стороне дороги нужно ехать.

Годы подготовки прошли не зря: 3 сентября 1967 года в пять часов утра переход на правостороннее движение успешно состоялся. С часа ночи до шести утра автомобильное движение по всей стране было запрещено — исключение на это время сделали только для машин экстренных служб и коммерческих перевозчиков.

В больших шведских городах запрет действовал больше суток: с 10 часов утра 2 сентября до трех часов дня 3 сентября, того самого Дня «H». Группы автомобилей, для которых в ходе запрета движения было сделано исключение, должны были остановиться и переместиться на встречную полосу 3 сентября в 4:50, а продолжить движение разрешалось через десять минут, ровно в пять часов утра.

День «H» в Стокгольме
Источник: wikipedia.org / Jan Collsiöö. Så var det, Общественное достояние

На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости, да и ездили все водители крайне осторожно — в первые дни небольшие аварии, конечно, случались, но без жертв. Да и в целом на протяжении следующих нескольких месяцев, пока шведские водители привыкали к новым правилам, аварийность была очень невысокой.

Со временем показатели аварийности все-таки вернулись к дореформенным, зато заметно снизилось число страшных аварий в окрестностях границ с «исконно правосторонними» Норвегией и Финляндией, когда в условиях не всегда хорошо обозначенных государственных границ водители (и их пассажиры), будучи уверенными в своей правоте, но по ошибке двигаясь уже по встречной полосе, гибли в лобовых столкновениях.

В теории такая реформа с переходом на левостороннее движение, конечно, могла бы быть проведена и в России, однако реальных предпосылок к подобным преобразованиям пока нет, да и на практике в нашей стране сделать это будет куда сложнее. Ведь большая часть автомобилей на российских дорогах все равно с левым рулем — в среднем по стране их около 92%. И дорожная сеть в стране с такой огромной площадью гораздо сложнее, чем в Швеции образца 1960-х: перекрестков, светофоров, равно как и самих автомобилей в целом на дорогах куда больше. Это значит, что перестройка дорожной системы обойдется дороже, а подготовка к ней займет больше времени. Так что до тех пор, пока праворульные автомобили не заполонят российские города, бояться нечего.