Депутаты планируют привязать ОСАГО к водителю

До конца 2022 года в Госдуму будет внесен законопроект о привязке полиса ОСАГО к водителю и отмене коэффициента износа при выплатах по «автогражданке»

Главное новшество в ОСАГО, которое предлагают депутаты, — предоставить автомобилистам право самостоятельно решать, привязывать ли им полис ОСАГО к своей машине (как сейчас) или к водителю. В разных ситуациях выгоднее может быть либо тот, либо другой вариант.

«Например, в семье несколько автомобилей и один водитель. Зачем ему оформлять ОСАГО на каждый автомобиль, если он может оформить полис на себя? И наоборот — когда один автомобиль и много членов семьи, которые на нем ездят. В соседних странах, например, действует ОСАГО, привязанное к водителю», — приводит «Газета.Ру» слова автора инициативы — председателя комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова.

Также в пакет поправок в закон об ОСАГО войдет новое правило, исключающее использование коэффициента износа при расчете денежной выплаты по страховке. Депутаты обратили внимание, что владельцы старых машин получают недостаточные компенсации, хотя платят за полис не меньше, чем владельцы новых машин.

Кстати, в начале ноября прояснилось еще одно новшество в ОСАГО: Верховный суд разрешил автомобилистам самим решать — получать компенсацию ущерба деньгами или ремонтом.

По действующим нормам приоритетной формой возмещения выступает натуральная (ремонт), и для большинства клиентов это выгодно: в прежние времена денежной выплаты порой не хватало на реальное восстановление автомобиля после ДТП. Однако в последнее время зачастую страховщики отказываются давать направление на ремонт, ссылаясь на отсутствие запчастей или другие причины.

Теперь с этой практикой будет покончено. Согласно постановлению Верховного суда, страховщик в любом случае обязан создать все условия для ремонта и при необходимости — принудить автосервис выполнить все услуги. Нарушение станцией технического обслуживания (СТО) страховщика сроков ремонта, наличие разногласий между СТО и страховщиком и так далее не освобождают его от обязанности обеспечить натуральное возмещение, а в случае ненадлежащего качества услуги выдать направление на ремонт повторно.

Еще одно важное уточнение от Верховного суда: потерпевший может требовать страховую выплату вместо натурального возмещения или возмещение убытков, если самостоятельно произвел ремонт. Пока фактически было нельзя получить деньги по желанию. Перечень случаев, когда возмещение выплачивается деньгами, был строго ограниченным. Страховая и потерпевший могли договориться о возмещении деньгами, но если страховая против, клиент ничего не мог поделать.