Английские автомобили: культовые марки и их история

Сергей Хлопунов
Вспоминаем ключевых игроков рынка с Туманного Альбиона, которые дожили до наших дней

Английские автомобили — это словосочетание, которые вызывает смешанные ассоциации. С одной стороны, у британцев всегда хорошо получалось строить стильные и дорогие автомобили, но с другой — многие из нас неоднократно слышали мифы о капризах английских машин, а кому-то довелось даже лично с ними столкнуться. По этой причине большинство дорогих автомобилей английских марок очень быстро теряют в цене на вторичном рынке. Но в то же время, несмотря на свои недостатки, для многих они по-прежнему остаются предметом мечтаний.

Британские производители всегда пользовались стабильным спросом у себя на родине, однако противостоять иномаркам и тем более бороться за сердца покупателей на экспортных рынках им было очень непросто. Как результат, из более чем 500 британских брендов, основанных за последние 130 лет, до наших дней дотянули всего лишь пара десятков. А хоть сколько-нибудь заметных компаний, сохранивших независимость, остались и вовсе единицы.

Aston Martin

Aston Martin
Источник: Aston Martin

За свою без малого 110-летнюю историю компания Aston Martin сменила немало владельцев как в лице управленцев-предпринимателей, так и в виде крупных концернов, а также пережила семь процедур банкротства. Но это не мешало ей регулярно снабжать Агента 007 новыми машинами для «бондианы», выпускать в серию смелые проекты вроде седана Lagonda и оставаться верными классическим моделями с мощными бензиновыми двигателями даже в эпоху мировой электрификации.

Сейчас компания выпускает спорткары Vantage, DB11 и DBS, гиперкары Valkyrie, а также кроссоверы DBX. Правда, выпуском собственных двигателей компания под руководством Лоуренса Стролла больше не занимается, и технику для Aston Martin поставляет AMG, подразделение Mercedes-Benz. Поэтому следом за своими ключевыми поставщиками Aston Martin вынужден тоже переходить на гибридные силовые установки, постепенно отказываясь от больших моторов.

Bentley

Bentley
Источник: Bentley

Основанная в 1919 году фирма Bentley большую часть своей жизни принадлежала компании Rolls-Royce, которая выпускала роскошные (и во многом очень похожие с точки зрения конструкции) автомобили под двумя брендами. Бренд Bentley обладал чуть более спортивным имиджем, в отличие от консервативной марки Rolls-Royce, а потому в корпоративной иерархии стоял на ступеньку ниже. В конце 1990-х пути двух английских компаний разошлись: Bentley стал частью концерна Volkswagen, а Rolls-Royce в конце концов достался компании BMW.

Сейчас Bentley является частью внутреннего подразделения, которым руководит бренд Audi, да и сами машины технически во многом повторяют аналоги под другими марками немецкого концерна. Впрочем, инженерам и дизайнерам это не мешает выпускать дорогие автомобили, достойные своего богатого британского наследия — флагманский седан Flying Spur, кроссовер Bentayga, двухдверный Continental GT и эксклюзивные модели вроде новых Bacalar и Batur, которые разрабатывают в придворном ателье Mulliner.

Caterham

Caterham
Источник: Caterham

История фирмы Caterham началась в конце 1950-х — поначалу компания занималась продажей легких спорткаров Lotus, а в 1973 году приобрела лицензию на их сборку. Caterham стал одним из производителей, которые сформировали в Великобритании волну популярности кит-каров — простых с точки зрения конструкции машин, которые можно было при желании строить даже у себя в гараже. На протяжении десятилетий в таком формате можно было купить и новенький родстер Caterham Seven в различных модификациях.

По сути, эта модель по-прежнему составляет основу модельного ряда Caterham — на выбор доступны несколько двигателей, начиная с трехцилиндровых 660-кубовых агрегатов от японских кей-каров Suzuki, заканчивая мощными двухлитровыми моторами Ford, которые обеспечивают машине массой всего полтонны по-настоящему ураганную динамику. Также компания предлагает широкие возможности персонализации, которая позволяет построить уникальный автомобиль «под себя». И в ближайшие годы Caterham, похоже, будет все так же верен своей концепции.

Jaguar Land Rover

jaguar
Источник: Jaguar Land Rover

Истории, казалось бы, таких непохожих друг на друга марок Jaguar и Land Rover начались в разные эпохи и при разных обстоятельствах. Впервые имя Jaguar появилось еще в середине 1930-х в модельном ряду почившей британской компании SS Cars, которая выпускала дорогие спортивные автомобили, а вот утилитарный Land Rover был рожден в послевоенное время, когда Великобритания нуждалась в простых полноприводных машинах для сельской местности — его разрабатывали с оглядкой на знаменитый американский Willys Jeep.

Долгое время биографии двух компаний складывались независимо друг от друга по разным сценариям: Jaguar с годами становился чуть ближе к народу, а Land Rover с дебютом внедорожника Range Rover начал свой путь в премиум-сегмент. Хотя впервые их пути пересеклись еще в 1968 году в рамках многострадального концерна British Leyland, а затем — в 2000-м, когда компания BMW продала Land Rover корпорации Ford, которая на тот момент уже владела брендом Jaguar. В 2008 году Jaguar и Land Rover перешли под крыло индийского концерна Tata, в рамках которого пять лет спустя объединились в действующее поныне подразделение Jaguar Land Rover.

Lotus

Lotus
Источник: Lotus

Маленькая британская фирма, которой Caterham обязан своим существованием, начала свой путь в далеком 1948 году — между прочим, одновременно с пресловутой внедорожной компанией Land Rover. Однако история фирмы Lotus началась с гоночного автомобиля, который построили в гараже 20-летний начинающий инженер Колин Чепмен и его друг Колин Дейр. Официально компания Lotus Engineering Ltd была учреждена только в 1952 году.

Вплоть до начала 1970-х Lotus продавал комплекты для гаражной сборки спортивных автомобилей параллельно с готовыми товарными машинами, а затем начал расширять модельный ряд. Elite, Elan, Europa и Esprit на рубеже веков уступили место современным Elise, Exige и Evora, которые сейчас сменяют новые модели Emira, Evija и Eletre. И несмотря на то, что Lotus всю свою жизнь балансирует на грани банкротства, фирма не просто успела сменить нескольких владельцев от американского концерна General Motors до малайзийской компании Proton и китайской Geely, но и смогла остаться на плаву, подарив миру множество интересных автомобилей.

McLaren

McLaren
Источник: McLaren

Несмотря на то, что компания McLaren была основана еще в 1985 году, ее первая дорожная модель, знаменитый трехместный суперкар McLaren F1, над которым работал инженер Гордон Маррей, в серийном виде дебютировал только в 1992-м. В конце 1990-х фирма из Уокинга начала сотрудничество с компанией Mercedes-Benz над суперкаром SLR McLaren, а затем на десять лет оставила сегмент дорожных машин.

Нынешняя глава в истории фирмы McLaren началась в 2011 году с дебютом новой серийной модели MP4−12C. Затем к ней присоединился гибридный гиперкар P1, а чуть позже в гамме бренда ее заменила модель 650S, к которой присоединилась «младшая» серия 570S. Сейчас основу модельного ряда составляют спорткары GT и Artura, суперкары 720S и 765LT, а также флагманская серия Ultimate, в которую входят McLaren Senna, Speedtail и Elva. Но фирма McLaren — это, скорее, исключение из правил. Увы, большинству подобных нишевых английских автопроизводителей чаще всего не удается вернуться в строй после долгого перерыва — и тем более добиться успеха.

Mini

https://s36.wheelsage.org/picture/m/mini/mixed/mini_mixed_36.jpg
https://s36.wheelsage.org/picture/m/mini/mixed/mini_mixed_36.jpgИсточник: Mini

История бренда Mini — это, в первую очередь, история успеха. Успеха машины, которая, как и Land Rover, создавалась как «народный автомобиль», недорогой в производстве, практичный и массовый. Над оригинальным Mini трудился инженер Алек Иссигонис, который разрабатывал его с прицелом на простоту, экономичность, комфорт и компактность внешних габаритов. За свою долгую конвейерную жизнь (с 1959 по 2000 год) Mini успел сменить бесчисленное множество марок: Austin, Rover, Leyland, Morris, Riley, Wolseley и даже ARO! Компактные машины выпускали буквально по всему миру в нескольких ипостасях.

Первые десять лет исходный Mini принадлежал компании British Motor Corporation, которая объединилась с фирмой Leyland Motors, образовав концерн British Leyland, который после серии структурных преобразований стал называться Rover Group. В 1994 году бренд Mini вместе со всем «Ровером» купила компания BMW, которая продолжала выпуск классических двухдверок вплоть до октября 2000 года. Всего через несколько месяцев BMW представит хэтчбек нового поколения, который начнет следующую эпоху в истории Mini, продолжающуюся до сих пор. С тех пор к трехдверному хэтчбеку успела присоединиться длинная пятидверная версия, универсал Clubman и даже кроссовер Countryman, который делит платформу с BMW X1.

Morgan

Morgan
Источник: Morgan

Основанная в 1910 году фирма Morgan прослыла одним из самых консервативных автопроизводителей в мире: конструкция ее спорткаров до недавних пор восходила к тридцатым годам прошлого века. Старая стальная платформа с элементами из настоящей древесины в каркасе кузова за последние пару лет уступила место новой алюминиевой архитектуре, в которой деревянные фрагменты остались, по большому счету, лишь в качестве декора.

Новые родстеры Plus Four и Plus Six дебютировали с современной техникой от BMW, а классический трехколесный Morgan 3 Wheeler с выставленным напоказ старым двухцилиндровым мотоциклетным V-образным двигателем объемом 2,0 литра заменили на трехцилиндровый атмосферник Ford Dragon объемом 1,5 л от хэтчбека Ford Fiesta. Сейчас контрольный пакет акций компании Morgan принадлежит фирме Investindustrial, которая является держателем акций примерно двадцати фирм из разных сфер бизнеса по всему миру.

Rolls-Royce

Rolls-Royce
Источник: Rolls-Royce

Эталон в сегменте автомобилей представительского класса, предмет мечтаний для миллионов автомобильных энтузиастов и пример для подражания большинства развивающихся производителей — да, все это Rolls-Royce, ведущий свою историю с 1904 года, которая началась с сотрудничества Чарльза Стюарта Роллса и Фредерика Генри Ройса. После первых лет сборки дорогих автомобилей компания в годы Первой мировой войны занялась выпуском авиационных двигателей, который впоследствии продолжался на протяжении десятилетий.

Впрочем, автомобили Rolls-Royce, конечно, тоже выпускал — причем с 1931 года, как мы помним, уже совместно со ставшим дочерним брендом Bentley. В начале 1970-х компания столкнулась с финансовыми трудностями из-за высоких затрат на разработку нового авиационного двигателя и перешла под контроль государства, автомобильное подразделение после ряда структурных преобразований было выделено в отдельную компанию, которую в 1998 году приобрел концерн Volkswagen, всего через несколько лет продавший английский бренд компании BMW. Сегодня автомобили Rolls-Royce частично делят компоненты с BMW, однако модельная гамма у британцев, конечно, своя: это седаны Ghost и Phantom, а также кроссовер Cullinan и новое электрическое купе Spectre.