Стертые из памяти: 5 микроавтобусов времен развитого социализма

В годы СССР в автопроме сложилась парадоксальная ситуация. Граждане вроде бы не имели особо богатого выбора, но при этом хватало машин всех классов и типов, включая небольшие однообъемники. Наиболее известен УАЗ «Буханка», но были и другие модели, в основном, из государств восточного блока.

РАФ-2203 «Латвия»

Те, кто застал восьмидесятые и девяностые хорошо помнят пейзаж городских улиц и его неотъемлемую часть — элегантный вэн Рижской автобусной фабрики на агрегатах ГАЗ-24 «Волга» и обычно яркого синего цвета с белыми полосами.

РАФ-2203 «Латвия»
РАФ-2203 «Латвия»
РАФ-2203 "Латвия"
РАФ-2203 «Латвия»
РАФ-2203 «Латвия»
9

«Рафики» (1975−1997 годов) трудились в таксомоторах (стандартный автомобиль двенадцатиместный) и в скорой помощи, поставлялись в жаркие страны, успели примерить форму «гаишника». Более того, даже несли вахту на Олимпиаде 1980!

РАФ-2203 «Латвия»
РАФ-2203 «Латвия»
РАФ-2203 «Латвия»
РАФ-2203 «Латвия»
9фотографий

Спецверсии РАФ-2907 выпала честь сопровождать олимпийский огонь, пикап с двойной кабиной 2909 выступал в качестве транспорта поддержки участников велогонок, а судьи разъезжали на электрокаре РАФ-2910. Тему электрификации развивали еще в семидесятые — тогда разработали короткобазный переднеприводный 2204 с 22-киловаттным мотором постоянного тока, который позволял набирать до 70 км/ч.

Barkas B1000

Barkas B1000
Barkas B1000
Barkas B1000
Barkas B1000
Barkas B1000

Микроавтобус предприятия VEB Barkas-Werke из восточногерманского Карл-Маркс-Штадта (ныне Хемниц) — совсем другая история. Он настоящий долгожитель, сходил с конвейера с 1961 по 1991 год, запомнился очень гармоничной внешностью и на фоне рижских моделей выделялся прогрессивным. Компоновка не классическая, а переднеприводная с торсионной независимой подвеской на диагональных рычагах спереди и на продольных сзади.

При довольно скромных размерах (длина — 4595 мм, ширина — 1675 мм, высота — 2600 мм) Barkas радовал вполне вместительным грузовым отсеком с низким полом. На его основе создано множество модификаций, включая цельнометаллический фургон, шасси, лестницу, скорую помощь, пожарную машину.

Явным же недостатком считалась очень условная мощность. Поначалу ставился 28-сильный трехцилиндровый двухтактник объемом 900 куб. см от легковушки Wartburg-311, практически сразу уступивший место 991-кубовому (42 л.с.). К концу шестидесятых завод построил прототип с мотором от «Москвич-412», но стать серийным ему помешала нехватка агрегатов.

Nysa

Nysa
Nysa
Nysa
Nysa

Польский автобусик от ZSD (Zakład Samochodów Dostawczych, «Завод развозных автомобилей») продержался еще дольше — сборка началась в 1957 году и продолжалась почти до середины девяностых. В советский период автопроизводители лепили технику из того, что имелось под рукой, поэтому начинкой с Nysa поделилась лицензионная копия ГАЗ-М-20 «Победа» по имени FSO Warszawa. В частности, ставилась 2,1-литровая «четверка».

Незамысловатая машина зарекомендовала себя надежной и поставлялась не только в СССР, ГДР, Чехословакию и Венгрию, но также в некоторые страны Юго-Восточной Азии, на Кубу и в Турцию. У нас, например, было довольно много Nysa M521 и M522.

Żuk

ZSD
ZSD
ZSD
ZSD
ZSD

Земляк Nysa выпускался на Люблинском заводе FSC (Fabryka Samochodów Ciężarowych) с 1959 по 1998 год и комплектовался «варшавским» двигателем и коробкой передач. Странное название (в переводе — «жук») он получил из-за полосатой раскраски первого прототипа, напоминающей колорадского жука.

В отличие от прообраза из мира насекомых автомобиль принес немалую пользу. Как и другие вэны из стран соцлагеря Żuk существовал в разных вариантах. Например, в виде цельнометаллических и грузопассажирских фургонов, бортовых грузовиков и спецтехники. Выпущено 587 тысяч «жуков».

«Старт»

САРБ
САРБ
САРБ
САРБ

Один из самых необычных и редких микроавтобусов разработан в начале шестидесятых не крупным заводом, а Северодонецкой авторемонтной базой (САРБ) и местным производственным объединением «Стеклопластик». На внешность оказал огромное влияние американский аэрокосмический «плавниковый» стиль, причем «Старт» настолько пытался походить на большой седан, что получил отдельный багажник. Из-за этой особенности кажется, что машина как будто состоит из двух разных частей. Размеры тоже вполне заокеанские: длина — 5500 мм, ширина — 1900 мм, высота — 2000 мм. Первый экземпляр оснастили с туристическим уклоном: в салоне три комфортабельных дивана и шкафчики для посуды, а в багажнике умывальник.

В конструкции использовались агрегаты от ГАЗ-21 «Волга», но сложные в изготовлении стеклопластиковые кузова на сварной раме не способствовали простоте выпуска и массовости. Позже выяснилось, что материал кузовных панелей плохо переносит перепады температур.

Как ни странно, «Старт» мигрировал с фабрики на фабрику, с 1963 по 1970 год его собирали на четырех площадках. Финальная серия от донецкой автобазы треста «Главдонбасстрой» называлась «Донбасс». По некоторым данным, всего на свет появилось более 150 микроавтобусов.