Самозанятые таксисты ждут новый закон о такси

Тысячи самозанятых смогут упростить для себя доступ к отрасли такси, рынок станет прозрачнее, а пассажиры получат качественные услуги по перевозке, когда будет принят закон о такси. Так считают эксперты и представители транспортной отрасли

Законопроект, находящийся на рассмотрении в Госдуме, заполняет возникший на рынке правовой вакуум, который сдерживает развитие перевозок, поэтому отрасль ждет его скорейшего принятия и вступления в силу.

Предполагается, что предусмотренные в документе меры сделают поездки безопаснее и удобнее и для пассажиров, и для таксистов. Одно из важнейших положений законопроекта — возможность для самозанятых получать доход, работая с сервисами такси напрямую, без необходимости получать статус индивидуального предпринимателя (ИП).

Как прогнозирует Минтруд РФ, к 2030 году в России будет 10−12 миллионов самозанятых. Этот налоговый режим удобен своей гибкостью и возможностью получить дополнительный заработок без лишних бюрократических проволочек. А такси — растущий сегмент рынка транспортных услуг. Вроде бы очевидно подходящее поле деятельности для самозанятых. Однако им легальный путь в этот транспортный сектор пока ограничен.

В общем, работа самозанятых таксистами не противоречит закону. Но пока для работы в такси любому человеку, в том числе, самозанятому, нужно сначала получить статус ИП. То есть пока не внесены четкие нормы в законодательство о доступе самозанятых к заказам в такси напрямую, без регистрации дополнительных статусов, перевозками пассажиров могут заниматься исключительно юридические лица или индивидуальные предприниматели. Существует явная правовая лакуна для самозанятых.

Поэтому пока отрасль находится в режиме ожидания, и Пресненский суд Москвы постановил запретить одному из ведущих агрегаторов на рынке — Яндекс Такси — допускать к заказам в сервисе самозанятых без ИП. При этом более сотни тысяч водителей сейчас выбирают для себя именно этот налоговый статус и многие заинтересованы работать в отрасли. Без принятия законопроекта правовая неопределенность начинает заполняться решениями, которые могут сузить возможности развития этого сектора экономики.

Когда закон примут, самозанятым потребуется лишь заключить договор с компанией-агрегатором. Деятельность перевозчиков будет контролироваться благодаря сведениям, предоставляемым службами заказа такси в региональную информационную систему.

Режим самозанятых изначально был предусмотрен для того, чтобы вывести из «серой зоны» физлиц и увеличить поступления в бюджет. Теперь такие позитивные эффекты должны проявиться и в секторе такси. Понимая всю важность легализации работы таксистов самозанятыми, для повышения прозрачности отрасли осенью 2021 года Министерство транспорта РФ представило новый законопроект о такси, который предусматривает сотрудничество самозанятых физических лиц с агрегаторами такси.

С начала 90-х годов ХХ века в России сложился нелегальный рынок частного извоза. Сектор такси был полностью теневым. Но в последнее время, в том числе благодаря работе агрегаторов с самозанятыми, рынок такси стремительно меняется.

В июле законопроект об организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси уже был принят в первом чтении. Новые нормы продолжают обсуждать в отрасли.

Разрешение на работу в такси для самозанятых — позитивное изменение в отрасли, заявил «РГ» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, таким образом ускорится обеление отрасли, недовольны могут быть разве что организаторы-посредники: так называемые «подключашки» не смогут работать на основе прежних смен. Это компании, которые за вознаграждение выступают от имени таксистов во взаимоотношениях с другими участниками рынка, но по сути не несут никакой ответственности, а только забирают себе часть доходов таксистов.

Антон Шапарин уверен, что законопроект нужно принимать, потому что при запрете на работу в удобном налоговом режиме водители просто начнут искать способ работы без оформления. В результате запрет самозанятости в такси может привести к дестабилизации ситуации на рынке труда. Сейчас в сфере такси заняты более 1,5 миллиона человек. Отказ самозанятым гражданам в доступе к заказам усложнит возможность получать легальный заработок для тысяч человек в нашей стране, замечает представитель отрасли.

Новый закон дает самозанятым прежде всего возможность легализации доходов, отмечает председатель Московского профсоюза таксистов «ДОБРО» Николай Кодолов. «Налоги обязаны платить все, работать “в черную” больше не получится. Самозанятость — очень простая возможность сделать свой доход легальным», — говорит он. Тем более, что сейчас, по его словам, все нормы можно оформить через одно приложение. К таксистам не будет возникать претензий от Федеральной налоговой службы. Еще одна преференция: самозанятые должны уплачивать налог в 4 процента, а не 13 процентов, как все прочие работники. В нынешней непростой экономической ситуации лишить водителей возможности работать в режиме самозанятости — значит создать дополнительный барьер для работы в такси для новых водителей и лишить заработка тех, кто сейчас работает в этом режиме, подчеркивает он.

Сфера такси, несомненно, является социально значимой. В случае принятия нового закона, честно работающие таксисты получат намного больше возможностей иметь любимую работу и постоянный доход, добавляет Кодолов. Положительный результат получит экономика в целом.

Алена Шадрина