Снег, дворники и знаки: о чем надо помнить водителю зимой

От чего еще, кроме зимних шин, зависит безопасность на дороге?

Рекламные слоганы и видеоряды про врожденное сцепление с дорогой и прочие чудесные свойства зимних шин насколько убедительны, настолько и вредны для водителей. Вселяя уверенность, что подготовка к зиме сводится лишь к сезонной переобувке колес, они дезинформируют водителя, убеждая, что по снегу и льду можно ездить так же надежно, как и по сухому теплому асфальту. Кроме того, они отодвигают на второй план другие важные аспекты эксплуатации автомобиля в холодный период.

Гололед, снегопад или неосвещенная дорога — виноват водитель

Это отнюдь не декларация, ведь неумение учитывать особенности зимней дороги, случись авария, полностью ляжет бременем ответственности на плечи непредусмотрительного водителя. Да, в столкновении потом можно будет винить кого угодно: дорожников, вовремя не обработавших реагентами дорогу, пешехода, выскочившего из темноты, наконец, производителя шин, не выполнившего рекламных обещаний.

Судья в конечном счете «повесит» ответственность на водителя, который все эти аспекты должен был интегрировать в свою манеру поведения

Главным пунктом обвинения будет неверный выбор скорости движения. Никогда нельзя забывать про пункт Правил дорожного движения под номером 10.1, который требует не только не превышать установленное ограничение, но и учитывать «интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения». А еще: «Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил».

Проще говоря, в подавляющем большинстве случаев потери контроля над автомобилем винят водителя, который не учел те или иные факторы, что и привело к ДТП. Именно несоответствие скорости условиям движения ежегодно фиксируется в более чем 20 тысячах ДТП. В них погибает каждый пятый, то есть более 3 тысяч человек.

Из-за неработающего дворника инспектор может задержать на несколько часов

Зима испытывает на прочность не только человека, но и машину. Отсюда давно известные опытным водителям рекомендации по подготовке к холодному сезону: проверить проводку и очистить контакты, освежить смазку важных узлов, проверить герметичность системы охлаждения и гидравлических систем. Нынешние водители считают их устаревшими, ведь современный автомобиль стал намного неприхотливее прежних, да и зима в обилии всевозможных подогревов и вспомогательных систем ощущается не так остро. Однако на самом деле ни один из этих советов, по сути, не устарел.

Напомним, что неисправные тормоза, рулевое управление, а также перегоревшая лампочка в фаре или заднем фонаре и неработающий дворник — это поводы для запрещения дальнейшего движения. Правда, если первые две неполадки влекут за собой эвакуацию на штрафстоянку, то со оставшимися двумя все несколько проще. Во-первых, их неисправность имеет критическое значение только в темное время суток или условиях недостаточной видимости и при дожде или снегопаде соответственно. Во-вторых, задерживать транспортное средство не станут, но оставить вас на посту пока не рассветет или не закончатся осадки могут запросто. Именно так предписывает поступать сотрудникам Госавтоинспекции регламент. Заодно и оштрафуют на 500 рублей.

Если случится авария, то пенять на неисправность бессмысленно, ведь проверка и обеспечение исправного технического состояния авто — обязанность водителя. В пункте 2.3.1 Правил дорожного движения так и написано.

Зимой легко оказаться на встречной полосе или не заметить пешехода

Теперь несколько слов о прочих нюансах эксплуатации. Под снегом и наледью часто не видно разметку, поэтому есть шансы непредумышленно выехать на встречную полосу или выделенку. Штраф с камеры — это меньшее из зол (причем, если разметка действительно была неразличима, его можно оспорить). А вот внезапно оказаться на чьем-то курсе — смертельно опасно.

Световой день короткий, стекла часто залеплены грязью, да и зимняя одежда, как правило, имеет темные неброские тона и лишена светоотражающих элементов. Отсюда двойное внимание при проезде мест притяжения населения (торговые центры, транспортно-пересадочные узлы и прочее), где особенно велика вероятность появления людей на дороге. Могут быть пешеходы на обочинах и бровках дорог вне населенных пунктов и небольших поселках, где тротуаров либо нет, либо они занесены снегом и, кроме проезжей части, людям ходить негде. Да и самому, покидая машину, не лишним будет оглядеться по сторонам, а в идеале — надеть светоотражающий жилет, который, согласно ПДД, должен быть у каждого.

Незамерзайка и снег

Не советуем приобретать незамерзайку у придорожных продавцов. Прежде всего, остановка на оживленной дороге небезопасна, а в ряде случаев просто запрещена. Например, в столичном регионе нельзя останавливаться на МКАДе и вылетных трассах, относящихся к категории автомагистралей.

Штраф — 2500 рублей по части 5 статьи 12.19 КоАП РФ

Не ленитесь полностью счищать снег с машины. Смерзшиеся и оторвавшиеся на скорости комья снега и льда могут повредить другие машины, и за это придется нести ответственность. Сюрпризы могут быть и для вас: съехавший при торможении на ветровое стекло сугроб с крыши мгновенно перекроет обзор, а быстро смахнуть его дворниками скорее всего не получится. Очевидно, что продолжение движения чревато самыми серьезными неприятностями, а альтернатива в виде остановки посреди дороги едва ли понравится вашим попутчикам, да и вам безопасности не добавит.