Зимой потеют стекла в машине: что делать?

Разбираемся, почему запотевают стекла в автомобиле и как с этим бороться

В преддверии зимы водители готовят свои автомобили к холодам: меняют летние шины на зимние, запасаются стеклоомывающей жидкостью, щетками для снега и скребками для льда, а также проверяют, обслуживают и, при необходимости, ремонтируют основные узлы своих машин.

Но эксплуатация автомобиля в непредсказуемый зимний период всегда сулит множество сюрпризов, порой не самых приятных — кто-то за прошедшие полгода мог забыть о сезонных тонкостях стиля вождения, неполадках салонной печки и других малозначительных, казалось бы, проблемах с машиной, которые дают о себе знать только на морозе.

Одной из таких проблем, которые зимой обретают более серьезные с точки зрения безопасности последствия, является запотевание стекол в машине. Из-за чего потеют окна и как избавиться от влаги в салоне автомобиля? Чем протирать запотевшее лобовое стекло и как связан конденсат с работой печки и режимом рециркуляции воздуха?

Есть ли способ раз и навсегда побороть запотевание стекол внутри и причем тут салонный фильтр? Не переживайте, с этой проблемой можно бороться — давайте разберемся, что к чему, и ответим на самые важные вопросы.

Почему окна потеют?

Стекла в машине потеют не только зимой, но и летом, и причины возникновения конденсата в салоне автомобиля отличаются в зависимости от времени года. В теплую погоду, когда снаружи, за бортом автомобиля дождь, туман или просто высокая влажность, влага начинает попадать в салон и оседает внутри.

Летом такую проблему можно быстро решить — достаточно включить кондиционер на обдув (либо печку, если его нет), который будет сушить воздух в машине и, в частности, стекла. Но зимой они потеют немного по другим причинам, да и кондиционер включать в промерзшей машине после долгой стоянки на морозе, когда хочется поскорее прогреть салон автомобиля, — решение противоречивое.

Основными факторами образования конденсата и запотевания стекол зимой являются не только недостаточный приток свежего воздуха и повышенная влажность в салоне (скажем, из-за салонных ковриков, которые собрали воду из оттаявшего снега с обуви), но и низкая температура на улице — тогда эти самые частички влаги оседают на холодных окнах, нарушая обзор через лобовое, боковые и заднее стекла.

В целом поводов для беспокойства нет, но если вдруг стекла в машине неожиданно запотели, а в салоне присутствует неприятный аромат со сладкими «химозными» нотками, то это может указывать на утечку из радиатора отопителя — тогда водитель и пассажиры рискуют вдохнуть пары антифриза. Хотя случается такое, прямо скажем, нечасто, да и в полностью исправном авто стекла тоже то и дело запотевают.

Запотевшее стекло
Источник: legion-media / Adrian Turner

Особенно когда в салоне присутствуют нетрезвые пассажиры — выделяемые при перегаре испарения спирта притягивают к себе водяной пар, влажность в воздухе становится более концентрированной и оседает на внутренней поверхности стекол. Собственно, по этой причине повышенный интерес со стороны сотрудников полиции вызывают автомобили с запотевшими окнами.

Выясните причину запотевания

Итак, лобовое стекло потеет. Что делать? Первым делом рекомендуем проверить, не включен ли в салоне режим рециркуляции воздуха — из-за шлейфа после очередного грузовика или старого дизельного внедорожника можно попросту забыть выключить его обратно.

И надо помнить, что для того, чтобы избежать запотевания стекол, воздух должен не только поступать внутрь машины, но и беспрепятственно выходить наружу! То есть стекла потеют как из-за того, что засорился салонный фильтр, который ухудшает его подачу и обдув салона автомобиля, так и из-за проблем с вентиляционными отверстиями в багажнике и клапанами выпуска воздуха — как правило, они располагаются под бампером.

Также стекла иногда потеют из-за забитых сливов короба воздухопритока, расположенного под поводками щеток стеклоочистителей (именно там у подавляющего большинства автомобилей происходит забор воздуха в отопитель) — если дренаж не работает, то в дождь и снег влага будет скапливаться, провоцируя запотевание окон, да и с механизмом дворников могут возникнуть проблемы.

Кроме того, в авто с кондиционером не помешает заодно проверить и трубку слива конденсата из испарителя, ведь забитая трубка тоже может стать причиной повышенной влажности в салоне. А еще можно осмотреть уплотнители дверей, окон, крышки багажника и люка — если допустить нарушение герметичности салона, то дождь и влага от снега и льда могут проникать внутрь через мелкие щели, и стекла будут продолжать потеть.

Как избавиться от запотевания окон?

В первую очередь, чтобы успешно бороться с запотеванием стекол, в салоне автомобиля должно быть сухо. Зимой, как мы уже говорили, источником излишней влажности может стать растаявший снег с обуви — не стесняйтесь просить пассажиров хорошо отряхнуть ноги перед тем, как сесть в машину. Но как быть, если коврики уже сырые, либо пассажиры сели в мокрой одежде, и стекла потеют?

Замерзшие стекла
Чтобы после долгой стоянки на стеклах автомобиля изнутри не образовались ледяные узоры, проветривайте салон перед тем, как оставить машину на парковке.

Если есть время, распахните на несколько минут двери машины после того, как заглушите двигатель, либо приоткройте окна на последнем отрезке пути перед стоянкой — тогда теплый влажный воздух покинет салон, а температура стекла снаружи и внутри уравняется.

Как правильно протирать запотевшие окна?

Если есть возможность, стекла в салоне вообще лучше лишний раз не протирать, даже когда они запотели. Из-за риска оставить разводы на стекле лучше прибегнуть к помощи печки, которая высушит воздух и постепенно освободит окна, удалив конденсат — чаще всего этого бывает достаточно.

Но уж коли протирать стекла самостоятельно, то желательно идеально чистой и сухой тряпкой, а бумажные полотенца и салфетки лучше оставить в качестве запасного варианта, потому что с ними избежать образования разводов на стеклах будет чуть сложнее.

Если стекла в авто потели из-за проблем с радиатором печки и прохудившимися патрубками, то на них образуется характерная масляная пленка, избавиться от которой будет нелегко — обычными бумажными салфетками или сухой тряпкой, вероятно, здесь уже не обойтись.

Можно попробовать чистку со специальными средствами для стекол или обычным спиртом, но за минуту перед выездом сделать это, конечно, едва ли удастся. Поэтому если приходится регулярно протирать стекла, то лучше все-таки бросить силы на то, чтобы установить причину этого явления.

Превентивная обработка

Чтобы не думать о разводах на стекле и не ждать нагрева печки, которой все равно потребуется какое-то время на обдув, чтобы высушить внутреннюю поверхность окон, можно попробовать воспользоваться так называемыми антизапотевателями.

Часто за этим словом скрываются не только специальные спреи и аэрозоли (они недорогие, хоть и не всегда эффективные), которые удаляют влагу со стекол и препятствуют появлению испарений на зеркалах и окнах автомобиля, но и электрофены с нагревателями — они помогают салонной печке, когда она не справляется, быстро сушат воздух, и, как результат, стекла в машине не потеют.

Мыть стекло автомобиля
Источник: legion-media

Если связываться с покупкой и установкой фена для салона машины не хочется, а доверия к химическому составу флаконов и спреев нет, то можно попробовать изготовить антизапотеватель для стекол самостоятельно: для этого можно смешать спирт с глицерином в соотношении 20:1 и залить эту смесь в пульверизатор, чтобы было удобнее пользоваться. Либо воспользоваться более традиционными мылом с тряпкой или газетой.

Но, к счастью, сейчас на рынке хватает относительно безвредных для здоровья предложений по приемлемым ценам, которые не дают стеклам потеть — не поленитесь изучить отзывы в интернете, чтобы выбрать подходящий вариант.

И да, наносить эти составы желательно на чистое и сухое лобовое стекло, так что превентивной обработкой лучше заняться заранее, а не в дороге, когда оно уже вовсю потеет, мешая обзору.

Специальные пленки

Как быть, если лобовое стекло не просто потеет, но и покрывается внутри ледяной коркой? На сильном морозе даже слегка запотевшие стекла могут начать обмерзать, дополнительно усугубляя проблемы с видимостью. В таких условиях может помочь оклейка окон изнутри прозрачной пленкой: ее теплопроводность намного ниже, чем у стекла, поэтому такой комплект не будет обмерзать.

Часто этим методом пользуются в регионах с особенно суровыми зимами — там пленки наносят в том числе и на боковые окна в области корпусов зеркал, чтобы даже в обмерзшем авто не страдала обзорность назад. В теории можно попробовать оклеить пленкой все стекла в машине, но лучше, опять же, поискать причину постоянного запотевания окон и попробовать заняться удалением лишней влаги из салона автомобиля.

Как удалять влагу?

Удалять влагу из резиновых корытец на полу куда проще, чем из тканевых ковриков, которые ее впитывают и очень долго сохнут, а со временем покрываются белым налетом от уличных реагентов. Поэтому, чтобы тканевые коврики не теряли товарный вид, а стекла не потели, начать стоит с покупки резиновых ковриков в салон специально для зимы, если у вас их нет.

Их очень легко мыть, а собрать влагу с них можно при помощи тряпки, бумажных полотенец или салфеток. Ну, а когда воды много, то проще просто аккуратно вылить ее на улицу.

Коврик в автомобиль
Источник: legion-media

Также в продаже можно найти специальные осушители воздуха и влагопоглотители для автомобиля, но без тех же резиновых ковриков толку от них будет немного. Хотя, конечно, они тоже способствуют удалению влаги из салона.

Но если в машине начали часто запотевать стекла, несмотря на усилия кондиционера и печки, то перед поиском пленок, спреев, фенов и бесчисленного множества тряпок с салфетками лучше проверить состояние резиновых уплотнителей, салонный фильтр и работоспособность узлов автомобиля — скорее всего, проблему запотевания удастся обнаружить и решить без покупки ненужных и порой сомнительных товаров.

Так что старайтесь следить за техническим состоянием своего авто и будет вам счастье! А также сухое лобовое стекло и безопасность на дороге.

Сергей Хлопунов