Верховный суд России разрешил возвращать в автосалон заложенные авто

Автосалон должен самостоятельно наводить справки, не висят ли долги на продаваемых им машинах. Если да, то нужно предупреждать покупателей. Такие правовые позиции заложены в обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей, подготовленном Верховным судом России

«В специализированном обзоре судебной практики Верховного суда России закреплены важные правовые позиции. Фактически разъяснения разрешают покупателю возвращать в автосалон автомобиль, если выяснится, что машина находится в залоге у банка, — прокомментировал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Установленный в законе “О защите прав потребителей” перечень информации, которую продавец обязан своевременно предоставить потребителю для правильного выбора товара, не является исчерпывающим. Поэтому при заключении договора купли-продажи продавец должен сообщить потребителю об обременении товара правами третьих лиц». Подобный вопрос нередко возникает при продаже автомобилей, находящихся в залоге у банка. В настоящее время существует ресурс Федеральной нотариальной палаты, позволяющий защитить покупателей. Перед приобретением автомобиля следует проверить его в реестре уведомлений о залогах движимого имущества. Если информация об обременении отсутствует, предъявить впоследствии претензии покупателю будут невозможно. Поэтому, если покупаете автомобили на вторичном рынке, следует проявить правовую осторожность и самостоятельно навести справки.

«В принципе, стоит проверять автомобили и при покупке в автосалонах. Однако в данном случае покупатели подпадают под нормы о защите прав потребителей. Как подчеркнул Верховный суд России, действующее законодательство обязывает продавца предоставить потребителю своевременно, то есть до заключения соответствующего договора, информацию в том числе относительно юридически значимых фактов о товаре, о которых продавец знал или не мог не знать, и о которых он не сообщил покупателю. В деле, которое приведено в качестве примера, истец приобрела в автосалоне продавца новый автомобиль, полагаясь на добросовестность профессионального участника рынка. И то, что продавец не знал о залоге, является промашкой самого продавца», — резюмировал глава правления АЮР.