Как испытывают новые автомобили в России

Испытания и адаптация автомобилей к разным условиям — процесс сложный, трудоемкий и долгий. Какие особенности у этого процесса и что помогает инженерам?

Обычно владельцы автомобилей не задумываются о том, что стоит за их созданием — они просто идут и покупают понравившуюся им модель в условиях выбранного бюджета. Но недостаточно только произвести машину и отправить ее официальному дилеру — нужно адаптировать множество узлов и агрегатов к широким условиям эксплуатации и отладить работу многочисленных электронных систем. И процесс этот — очень сложный и интересный!

Кто этим занимается?

Системы проектирования, огромные вычислительные мощности, множество специальных стендов и устройств для тестирования — все это бесполезно без квалифицированных инженеров и испытателей. Так что именно люди — на первом плане.

Контент недоступен

Дмитрий Черноусов с детства занимался автомобильным спортом — кроссом и ралли-кроссом — и уже тогда решил связать свою жизнь именно с автомобилями. Дмитрий закончил МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет), став инженером по специальности «Машиностроение».

Дмитрий Черноусов
Дмитрий Черноусов

А затем он отправился в Китай, где учился в Harbin Institute of Technology (Харбинском политехническом университете), осваивал язык и знакомился с культурой и технологиями. Окончив там еще одно обучение, Дмитрий получил диплом инженера по материаловедению. В 2020 году он присоединился к компании «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», в состав которой входит не только новейший автомобильный завод в Тульской области, выпускающий кроссоверы и внедорожники марки Haval, но и современный инженерный центр. Там Дмитрий вместе с коллегами занимается адаптацией двигателей к российским условиям и доводкой других систем автомобиля.

С чего начинаются испытания

Но прежде, чем начнутся реальные дорожные испытания в России, работа различных систем новых моделей проверяется в центре исследований и разработок. Сначала этот процесс начинается в головном центре компании Great Wall Motor (которой принадлежит бренд Haval), расположенном в китайском Баодине. В огромном здании высотой 116 метров скрывается не только отдел моделирования, но и множество других интересных «локаций».

На фото – центр разработок Great Wall Motor, одна из главных достопримечательностей китайского Баодина. Технологический уровень автомобилей концерна Great Wall Motor стремительно растет – за 9 месяцев этого года инвестиции в НИОКР составили 8,5 млрд юаней (почти 71 млрд рублей). А уже в 2023 году количество инженеров достигнет 30 тысяч человек
На фото – центр разработок Great Wall Motor, одна из главных достопримечательностей китайского Баодина. Технологический уровень автомобилей концерна Great Wall Motor стремительно растет – за 9 месяцев этого года инвестиции в НИОКР составили 8,5 млрд юаней (почти 71 млрд рублей). А уже в 2023 году количество инженеров достигнет 30 тысяч человекИсточник: Haval

Great Wall Motor занимается выпуском автомобилей уже почти 40 лет, поэтому обладает огромным опытом проектирования и производства, а также обширной базой данных по испытаниям и ресурсу своей продукции. Однако введение новейших систем требует и других методик тестирования.

Например, камера электромагнитной совместимости, введенная в эксплуатацию в 2017 году. Для чего она? В современных автомобилях есть множество электронных систем, а гибридные силовые установки содержат высоковольтные компоненты, поэтому камера помогает убедиться, что все это оборудование не мешает внешним устройствам — мобильным телефонам, сердечным имплантам, а также окружающей инфраструктуре.

Специальная безэховая камера позволяет снизить уровень шума, издаваемого различными механизмами автомобиля — двигателем, трансмиссией, выхлопной системой. А комплекс моделирования солнечного света полного спектра в аэродинамической трубе дает возможность проводить охлаждение и нагрев, размораживание и оттаивание машины, имитировать условия дождя и снегопада. Это сильно ускоряет процесс доводки и адаптации.

Но без реальных ездовых испытаний не обойтись

Дмитрий рассказывает: «Когда запускается новая модель, мы получаем тестовый образец и отправляемся в своего рода путешествие по стране. Испытываем его и на дорогах, и на бездорожье, в южных регионах и в условиях Крайнего Севера. Проверяем, как заводится двигатель, как ведет себя аккумулятор ночью на холоде, проверяем работу всех электронных систем, проверяем, как машина себя ведет на разных типах российских дорог в разное время, как ориентируется в городе автомобиль с системой ADAS, различает дорожные знаки и многое другое».

HAVAL
HAVAL
HAVAL
HAVAL
HAVAL
7

Помимо испытания на дорогах, проводятся заезды на тестовом треке длиной 1 километр — он расположен на заводе Haval в Тульской области. Автоспортивный опыт также помогает Дмитрию участвовать в испытаниях. Именно по результатам работы российских инженеров были изменены настройки элементов подвески последней новинки марки на нашем рынке — Haval Dargo.

На этом участие инженеров из нашей страны отнюдь не заканчивается — у обновленных кроссоверов Haval F7/F7x для российского рынка появились подогревы не только подушек, но и спинок сидений. Тестировалась и работа приложения My Haval — в том числе, в отношении дистанционного запуска двигателя, что, конечно, очень удобно в холодное время года.

Одна из главных новинок 2022 года – обновленные кроссоверы Haval F7 и F7x, к доработке которых приложили свои усилия и российские инженеры. А некоторые изменения в конструкцию были внесены по просьбам наших клиентов
Одна из главных новинок 2022 года – обновленные кроссоверы Haval F7 и F7x, к доработке которых приложили свои усилия и российские инженеры. А некоторые изменения в конструкцию были внесены по просьбам наших клиентовИсточник: Haval

Реальные тесты — это первая встреча автомобиля с климатом и природой нашей страны. «В ходе испытаний мы проводим много времени вдали от городов. Я рад таким путешествиям и представляю, как спустя время — вслед за нашей первой тестовой поездкой — множество уже серийных автомобилей будут прокладывать реальные километры пути по этим российским дорогам, — рассказывает Дмитрий. — В ходе испытаний нам иногда встречаются дикие животные или сельскохозяйственные табуны коров и лошадей, которые могут перекрыть проезжую часть. К концу последнего такого путешествия успели познакомиться со всеми местными пастухами».

Насколько клиенты могут повлиять на доводку будущих моделей?

Здесь все зависит от критичности запросов, которые анализирует и систематизирует центр исследований и разработок в Тульской области, а затем эта информация отправляется в головной офис в Китае.

«Мы изучили отзывы наших клиентов по комфорту в салоне, в результате в Haval Dargo для российского рынка установлены сиденья с более длинной подушкой, а также добавлена регулировка угла ее наклона», — рассказывает Дмитрий.

HAVAL Dargo в Башкирии
HAVAL Dargo в Башкирии
HAVAL Dargo в Башкирии
HAVAL Dargo в Башкирии
HAVAL Dargo в Башкирии

В Китае стараются реагировать оперативно, но многие изменения не так-то легко быстро внедрить — например, любая замена сидений требует дополнительных тестов безопасности, и поэтому, как правило, подобное обновление привязывают к рестайлингу модели или к смене поколения.

Центр под Тулой занимается не только испытаниями собственных моделей.

Помимо непосредственно тестов, мы проводим так называемый бенчмаркинг: следим за предложениями на рынке. Кроме того, мы занимаемся локализацией деталей — ищем российских поставщиков и оцениваем качество их продукции
Дмитрий Черноусов

К пожеланиям наших клиентов в Китае относятся очень внимательно, и это дает свои позитивные результаты — доля Haval на российском рынке растет, марка уже входит в лидеры продаж, а кроссовер Haval Jolion, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), по итогам сентября и вовсе оказался самым популярным иностранным автомобилем в стране.

Реклама. ООО «ХАВЕЙЛ МОТОР РУС», ИНН: 7729763331, haval.ru/