Регионы будут сами решать, как наказывать нарушителей на платных трассах

Субъекты федерации получат право самостоятельно определять санкции для нарушителей проезда по платным дорогам и направлять собранные штрафы в местные бюджеты, следует из законопроекта Минтранса. Сейчас на федеральных трассах, например Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) и М-12, действует штрафная вилка 1,5−5 тыс. руб.

Необходимость изменений Минтранс объясняет «анализом правоприменительной практики». Если поправки примут, новые санкции, вероятно, будут ждать пользователей Московского скоростного диаметра, северного дублера Кутузовского проспекта, будущих платных дорог Московской области и других региональных объектов.

Подготовленный Минтрансом законопроект вносит изменения в ст. 12.21.4 КоАП, в которой установлен штраф за проезд по платным дорогам без оплаты (действующая санкция составляет 1,5 тыс. руб. для легковых авто, 5 тыс. руб.— для грузовиков и автобусов). «Проект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направлен на заключение в Минюст, — рассказал “Ъ” источник, знакомый с разработкой документа.— До конца года планируется внести законопроект в правительство».

Официальных комментариев Минтранс в понедельник не предоставил.

Статья 12.21.4, напомним, введена в КоАП в конце 2020 года (применять ее начали в сентябре 2021 года) и предназначалась для борьбы с водителями, игнорирующими обязанность оплачивать проезд. Документ разрабатывался прежде всего с нарушителями проезда по ЦКАД, где, напомним, впервые в России применена безбарьерная система оплаты free-flow (проезд без шлагбаумов). Постановления с камер выносит Ространснадзор; за все время существования системы (неполный 2021 год и девять месяцев 2022 года) вынесено более 1 млн штрафов.

Минувшим летом Минтранс предложил применять упомянутый штраф только на дорогах федерального значения, разработав законопроект (пояснительная записка к нему ссылается на поручение премьера Михаила Мишустина). Регионы, считают в транспортном ведомстве, должны устанавливать санкции сами, а собранные штрафы направлять в региональные бюджеты. «Анализ правоприменительной практики отражает необходимость создания условий, позволяющих субъектам устанавливать ответственность за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автодорогам регионального, межмуниципального и местного значения, участкам таких дорог», — говорится в пояснительной записке.

В октябре поправки дополнили уточнениями («Ъ» ознакомился с текстом): при получении штрафа с камеры за неоплату проезда не будет действовать презумпция невиновности (по аналогии с автоматическим штрафами ГИБДД). Иными словами, автовладелец при ошибочном штрафе должен будет доказать, что нарушения не совершал.

Платная дорога
Источник: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Вопрос назначения санкции за проезд и сбора штрафов актуален прежде всего для Москвы. Столичные власти, напомним, планируют с 1 января 2023 года ввести плату за транзитный проезд по Московскому скоростному диаметру (МСД, бывшая Северо-восточная хорда, движение по ней уже пущено), где будет действовать как раз безбарьерная система оплаты.

«Финальная версия законопроекта еще не принята, — заявили в понедельник “Ъ” в пресс-службе департамента транспорта Москвы.— В случае принятия изменений мы будем ориентироваться на утвержденный документ». Тарифы за проезд по МСД до сих пор не объявлены: мэрия Москвы закончила 1 октября собирать предложения от жителей.

«В настоящий момент мы прорабатываем и анализируем предложения, по итогам будет сформирована единая концепция», — рассказали в депар таменте транспорта. Поскольку тарифы на МСД устанавливает город, было бы логичным и определение штрафов за неоплату также передать Москве, считает глава комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников. Еще одна платная дорога с free-flow — Северный дублер Кутузовского проспекта — будет введена в эксплуатацию в 2023 году. В Московской области, в свою очередь, строятся две платные дороги — Мытищинская хорда (бывшая Виноградово—Болтино—Тарасовка) и ЮЛА (дублер МКАД от Солнцево до Железнодорожного), где также может быть применена система free-flow. Позицию подмосковного минтранса области в понедельник выяснить не удалось.

Между тем в октябре Минтранс направил законопроект в рабочую группу «Безопасность дорожного движения» в рамках регуляторной гильотины (действует при Аналитическом центре при правительстве РФ). Входящие в нее эксперты поправки не поддержали. «Логичнее прописать обязанность по оплате проезда прямо в ПДД, чтобы норма была единая на всю страну, — считает сопредседатель рабочей группы Евгений Литвин.— А куда направлять штрафы — это уже второй вопрос». Эксперт рабочей группы Григорий Шухман поддерживает эту позицию, добавляя, что вопрос распределения поступлений от штрафов с платных дорог можно описать в Бюджетном кодексе.

«Учитывая тот факт, что региональная нормативная база всегда более консервативна и меняется медленно, имело бы смысл не выделять только платные автодороги федерального значения, а, наоборот, добавить в КоАП еще региональные и муниципальные, — заявили “Ъ” в группе ВИС (инвестор и концессионер проекта Мытищинской хорды, платного обхода Хабаровска).— Внесение изменений в федеральный закон, который имеет верховенство, позволило бы унифицировать правила для всех пользователей платной инфраструктурой. Единые требования и правила дадут возможность регионам пользоваться федеральным законом и снять с себя принятие зачастую непопулярных мер, а пользователи платных дорог на всей территории страны будут существовать в едином правовом поле».

Если регионы и получат новые полномочия, штрафы вряд ли будут выше федеральных, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Нынешний штраф в 1,5 тыс. руб., скорее, будет ориентиром и потолком, — считает он.— Люди в регионах у нас живут небогато, особенно с учетом текущей экономической ситуации, поэтому даже 500-рублевый штраф будет дисциплинировать».

Иван Буранов

Контент недоступен