В России упростили правила ввоза иномарок

Популярные иномарки можно ввозить в Россию без получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Правительство включило их в список для параллельного импорта

Частные лица могли свободно ввозить иномарки и раньше. Но теперь возможность импорта упростили и для юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, разъясняют в Минпромторге.

Среди машин, которые вошли в список, есть большинство известных европейских и американских марок. Это, например, Infiniti, Honda, Mercedes, Nissan, Volkswagen и Toyota. Теперь юрлицам — поставщикам авто не нужно опираться на нормы технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Потребуется только просто получить заключение о соответствии машины техническим требованиям у экспертной организации.

«В целях оценки соответствия юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает в экспертную организацию оформленное в отношении единичного транспортного средства заявление», — говорится в документе. Экспертная организация должна в течение пяти дней со дня получения заявления рассмотреть его.

Может быть принято решение о «заключении договора о выполнении работ по оценке соответствия единичного транспортного средства».

Если экспертная организация берется за работу, она в течение трех дней обязана заключить договор с лицом, затем проверить автомобиль, оформить заключение и внести его в реестр заключений об оценке единичного транспортного средства.

Вся нормативно-правовая база для реализации механизма параллельного импорта уже готова, отмечается в материале Минпромторга, опубликованном на портале Объясняем.рф.

Постановление правительства будет действовать до 1 февраля 2023 года.

Как считают эксперты, объемы ввоза автомобилей по системе параллельного импорта будут наращиваться. В документацию ОТТС входят маркировка транспортного средства, его полное техническое описание, сертификат соответствия менеджмента качества, протоколы испытаний, проводимые заводом-изготовителем, и так далее. При возможности убрать требование об ОТТС ввоз автомобилей по параллельному импорту существенно упростится, говорит член Ассоциации юристов России Маргарита Курашина. В первую очередь, не придется решать проблему получения документов изготовителя.

Большую роль сыграл сложившийся курс иностранных валют, влияющий на конечную стоимость ввозимых автомобилей с учетом налогов и пошлин.

Тем не менее, несмотря на то, что Россия разрешила ввозить иномарки без ОТТС, трудности могут возникнуть при вывозе машины из Евросоюза. Есть вероятность несогласия таможни ЕС, если не будет такого документа. Технический регламент Таможенного союза устанавливает наличие ОТТС. Россия может в рамках своей территории убрать ОТТС для импорта автомобилей, однако в последующем могут появиться проблемы при экспорте. Если есть соглашение между Россией и иностранным государством, машину будет вывезти легко, говорит Курашина.

Спрос на иномарки с пробегом значительно вырос за последние месяцы. Так, 78 460 автомобилей ввезли россияне через таможню Владивостока за семь месяцев этого года — это на 33 процента больше, чем за семь месяцев 2021-го. Еще две с лишним тысячи авто ввезли с начала года на Сахалин.

Все это главным образом подержанные автомобили с правым рулем из Японии. Леворульные машины производства Южной Кореи и Китая занимают в общей массе совсем незначительную долю.

Сейчас все продавцы автомобилей Владивостока в унисон твердят, что стоимость «японцев» растет по сравнению с весенними и летними месяцами, а спрос не уменьшается.

— Большую роль в этом сыграл сложившийся курс иностранных валют, влияющий на конечную стоимость ввозимых автомобилей с учетом налогов и пошлин, — объясняет тенденцию начальник отдела специальных таможенных процедур Корсаковского таможенного поста Сахалинской таможни Евгений Крюков.

Информационного шума на фоне увеличившегося спроса на автомобили добавило издание «Асахи Синбун». В начале августа оно заявило, что экспорт автомобилей с пробегом из Японии в Россию вырос с мая в три раза. И что Владивостокский порт забит подержанными автомобилями так, что сгружать некуда. Пришлось таможне объяснять, что не в три раза, а на треть, и не за три месяца, а с начала года. Но одно издание отметило верно: причиной ажиотажа стал чрезмерно укрепившийся курс рубля, благодаря которому некоторые марки автомашин потеряли в цене на японском рынке аж до 60 процентов.

— Но все же далеко не на все машины цена упала: дорогие автомобили несколько подорожали, а дешевые, напротив, подешевели, — уточняет директор автодилерской компании России Валерий Кауров. — Дело в том, что на дорогие спрос традиционно высокий, за них даже идет определенная борьба. А на старенькие автомобили «суперэконом», которые раньше стоили одну-две тысячи долларов, покупатели стараются сбивать цену, чтобы как можно выгоднее можно было перепродать их на российском рынке в рублях.

Жители Приморья сейчас стараются использовать сложившуюся ситуацию: все, кто может, стараются поменять автомобиль. Даже автор этих строк задумалась… Что уж говорить о тех предпринимателях, которые сейчас приезжают во Владивосток, чтобы купить машины для перепродажи. Примерно так, как это было в 90-е годы, когда спрос на стареньких праворульных «японцев» был особенно высок.

— Автоперегруз в порту сейчас как раз возник из-за того, что японские автомобили стали покупать жители западных регионов страны. Ведь покупка машин европейского производства, немецких, например, сейчас невозможна. Портовым работникам нужно время, чтобы привезенные машины загрузить на железнодорожные платформы для отправки дальше по стране, — объяснила ситуацию автодилер Ирина, продающая автомобили на одном из авторынков Владивостока.

В один из дней возникла даже пробка на въезде в торговый порт. Автофуры создали очередь, ждали загрузки привезенными из Японии автомобилями. Праворульными «японцами» заняты и почти все стоянки в городе. Машины либо приготовлены на продажу, либо уже ждут отправки на Урал, в Сибирь, центральную часть России.

Комментарий

Дмитрий Ларионов, председатель Свердловского комитета по защите прав автомобилистов:

— Ренессанс интереса к японским подержанным автомобилям с правым рулем, угасший было лет 10−15 назад, легко объясним. Сейчас нет возможности покупать машины из Европы и США. Целый ряд автопроизводителей покинул нашу страну, и потенциальный покупатель авто стоит перед выбором, а какую машину ему купить, ведь ездить на чем-то надо. Если у человека на руках сумма 800−900 тысяч рублей, то он, выбирая между нашей Lada Granta, цена которой начинается от 680 тысяч и каким-нибудь иностранным авто, поразмыслив, останавливается на «японце» с пробегом, предположим, 2016−2017 года выпуска. Он, как правило, современнее, идет в более качественной комплектации. И даже правый руль перестает смущать, несмотря на то что такие машины на российсках дорогах в последние годы уже постепенно становились рудиментом. То и дело разгорались споры о том, насколько они безопасны при нашей системе движения. Сейчас все это ушло на второй план. Везут машины из Японии главным образом на Урал и в Сибирь. Чем дальше на Запад нашей страны, тем цена становится дороже за счет доставки, а значит, менее выгодной для покупателя.

Испытано на себе

Станислав Максимов, предприниматель из Екатеринбурга, занимается перегоном автомобилей:

— Месяц назад купил во Владивостоке машину «Ниссан Ноут» 2017 года, гибрид за 880 тысяч рублей. На билеты у меня ушло 35 тысяч туда и обратно, плюс 25 тысяч потратил на проживание в городе, еще 80 тысяч за доставку авто до Екатеринбурга. Итого машина мне обошлась чуть больше миллиона. А продать я ее могу на Урале за миллион четыреста примерно. Желающие уже есть. Неплохой бизнес. Сейчас он возрождается, как в 90-е годы, желающих купить «японцев» все больше. И цены начали расти.

Подготовила Елена Мационг.