Нередко на дорогах случаются ситуации, когда камни из-под колес проходящего транспорта летят во встречные и попутные автомобили. Еще хуже, если щебень сваливается из кузова самосвала и выбивает на капоте крупные сколы лакокрасочного покрытия. Кто должен платить за подобные повреждения и можно ли их оформлять как ДТП с выплатой полного ущерба по страховке ОСАГО?
Камень из кузова или из-под колес
Повреждение лобового стекла может произойти в любой момент и в любом месте. При ремонте дорог или в местах, где часто ездят грузовики, работающие на строительстве, можно заметить разбросанные по проезжей части камешки. Они захватываются протектором и выбрасываются назад, как пули. Если камешки попадают в пластиковый бампер, то повреждения невелики.
Часто их можно подкрасить из обычного баллончика. Но гораздо хуже, если камень прилетает в фару или в ветровое стекло. Одна секунда — и перед водителем встает необходимость серьезного ремонта. Стекло стоит от 5 до 20 тысяч рублей в зависимости от производителя и марки машины. А стоимость фары нередко доходит до 50 тысяч и выше. Если у водителя есть полис КАСКО, то проблем с ремонтом быть не должно. Но не каждый автомобилист страхует машину таким образом, полагаясь лишь на чужое ОСАГО. В этом случае потребуется проанализировать ситуацию, потому как выплаты зависят от обстоятельств.
Страховка ОСАГО не предусматривает покрытие ущерба в случае форс-мажорных ситуаций. Она действует лишь, когда есть вина того или иного водителя. А вины в том, что из-под колес автомобиля вылетел камень и угодил в другой автомобиль, у водителя нет. Поэтому получить деньги за разбитое стекло не получится.
Однако, если камень или иной предмет вылетел не из-под колес, а упал из кузова, прокатился по земле и отскочил в ветровое стекло, то доказать вину водителя можно, так же как и получить от него компенсацию. Правда, для этого потребуется иметь запись с видеорегистратора, где будут четко видны все обстоятельства происшествия, включая и летящий из кузова посторонний предмет.
ОСАГО покроет расходы
Пунктом 23.2 Правил дорожного движения (ПДД) установлена обязанность для водителей следить за перевозимым грузом и не допускать его падения на дорогу во время движения. А статьей 12.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил перевозки грузов, которая предполагает для нарушителей предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
В соответствии с пунктом «д» статьи 6 закона об ОСАГО груз легкового или грузового автомобиля является частью транспортного средства. Если из-за его падения наносится ущерб, то полис ОСАГО может компенсировать затраты на ремонт. Исключение составляют лишь случаи, когда груз страхуется отдельно, помимо полиса ОСАГО. К примеру, это могут быть взрывчатые или огнеопасные вещества, которые перевозятся по дорогам. Если такой груз в результате аварии привел к пожару или к иным происшествиям, то пострадавшие получат компенсацию уже не по ОСАГО, а по другим оформленным перевозчиком полисам.
Чтобы получить страховку, потребуется правильно оформить аварию. В случае выпадения груза на дорогу и повреждения других транспортных средств необходимо оформлять происшествие — как полноценное ДТП. «Европротокола» быть не может, следует вызывать ГИБДД, потому как в этих происшествиях слишком много неясностей и спорных моментов, в которых страховщикам будет трудно разобраться. После получения на руки протокола из ГИБДД документы передаются в страховую компанию, и после изучения всех обстоятельств дела страховщики примут решение о возмещении ущерба.
Владимир Гаврилов