Что будет, если во время движения включить режим P или R?

Иногда водители проделывают со своими автоматическими коробками злые эксперименты. Чем это чревато?

Каждый водитель задумывался, а что произойдет, если на автомобиле с «автоматом» во время поездки включить режим паркинга или, чего хуже, нечаянно попасть селектором в положение R (задний ход). Проделывать такие эксперименты не каждый решается, однако подобные казусы происходят сами собой. К примеру, водитель путается и случайно попадает не в тот паз АКПП. Чем же это чревато для трансмиссии?

Есть ли «защита от дурака»?

Старые «автоматы» которые работали в основном от гидравлических приводов, уже почти не встречаются на наших дорогах, разве что в американских ретрокарах, участвующих только в фестивалях. На них «автоматы» не имели защиты от случайного включения и можно было на скорости активировать задний ход.

автоам
автоам

В этом случае колеса блокировались и трансмиссия получала серьезный удар с риском для деталей карданного вала, редуктора и прочих механизмов. Хотя двигатель не глох из-за того, что неблокируемый гидротрансформатор мог поглотить в себя массу энергии.

Современные автоматические коробки имеют комплексную защиту, которая опирается на программные блокираторы. Управляются они электроникой и защищены от неправильного использования. Если даже кто-то из водителей перепутает передачи и воткнет селектор в задний ход, то ничего опасного не произойдет.

Обычно такое бывает на плохих дорогах или даже на грунтовках, когда водители внедорожников, переставляя рычаг АКПП из режима L в D, нечаянно попадают в R. В этом случае электроника просто не даст активироваться заднему ходу. Включение задней передачи происходит с помощью клапанов гидроблока, которые управляются электронным блоком. В общем, электроника не допустит беды.

Включение заднего хода на «механике»

На механической коробке теоретически такое включение возможно. Вернее, не включение, а его попытка. На многих ручных пятиступенчатых коробках положение заднего хода выставлено после высшей ступени. В попытках переключения с «пятой» на «четвертую» случается этот казус. Правда, раздается такой хруст и треск, что инстинктивно рука отбрасывает селектор обратно в нейтральное положение.

Читайте также
content image for: 82307
Как правильно ездить с автоматической коробкой передач
Рассказываем об особенностях эксплуатации автоматической коробки передач в машине

Для полноценного включения необходимо синхронизировать вращение входящего, промежуточного и выходного валов. Зацепление и передача момента реализуется с помощью зубчатых шестерен. И если вал с шестернями вращается с высокой скоростью в одном направлении, то воткнуть в него другую шестерню, отвечающую за задний ход, невероятно трудно. Зубья будут скрежетать, крошиться, но полноценного зацепления не будет. Для этого необходимо остановить вращение выходного вала и только тогда переводить рычаг в режим R.

Сломать «автомат» одним движением

Сломать автоматическую коробку можно по-другому. А именно при неправильном включении режима «паркинг». В отличие от выбора режимов движения фиксация коробки в режиме «паркинг» происходит с помощью механического привода. От селектора переброшен тросик, который поднимает и опускает фиксатор на валу, который своим крюком попадает в пазы и стопорит вал. Никакой электроники там нет.

Поэтому если на скорости включить режим P, то раздастся треск, который будет свидетельствовать, что фиксатор все же старается схватить вал. Металл будет крошиться, греться, пока крюк не отвалится. В этом случае в трансмиссии окажется масса металлической стружки, которая представляет реальную угрозу для механики. В общем, потребуется ремонт механизма фиксации вала, а также полная замена масла, чтобы удалить стружку и посторонние металлические частицы.

slide image for gallery: 25080 | УАЗ Патриот с «автоматом»

Но бывают и исключения. На некоторых машинах фиксаторы настолько крепкие, что они стопорят вал и вызывают блокировку колес. Машина идет юзом до полной остановки. Это опасно, в особенности на переднеприводных машинах, потому как управляемость автомобиля нарушается.

Такие механические фиксаторы встречаются на популярных моделях Kia Rio и Hyundai Solaris, а также на машинах с популярным французским 4-ступенчатым «автоматом» DP0/DP2 и DP8, который покупался брендами Renault, Citroen, Peugeot. Есть фиксаторы на многих моделях Nissan, Volkswagen, Mitsubishi Dodge, Jeep и даже на 15-летних Mercedes-Benz С-класса.

Владимир Гаврилов