Стоит ли покупать электрокары в России?

После заявлений ряда производителей о запуске производства машин с электромоторами, у автомобилистов возникает резонный вопрос, а насколько они эффективны?

Сразу несколько производителей заявили о намерении производить электрические машины. КАМАЗ готовит свой автомобиль, а АвтоВАЗ намерен запустить производство Lada e-Largus уже в конце 2022 года. Некоторые китайские фирмы готовы участвовать в названных проектах. Но насколько нужен России такой транспорт и смогут ли электрокары эффективно использоваться на российских просторах с их трудным климатом?

Убыточное производство

С электрокарами в мире сложилась парадоксальная ситуация. При всей поддержке государства и реализации «экологических» программ по развитию «зеленого» транспорта производство электрокаров остается убыточным. Еще ни одна компания в мире не получает прибыли от коммерческой продажи таких машин. Даже американская Tesla не может расплатиться с гигантскими долгами и покрывает дефицит средств за счет биржевой торговли и продажи так называемых экологических баллов другим отраслям промышленности.

slide image for gallery: 27421 | Электромобиль «Кама-1»
slide image for gallery: 27421 | Электромобиль «Кама-1»
slide image for gallery: 27421 | Электромобиль «Кама-1»
slide image for gallery: 27421 | Электромобиль «Кама-1»
slide image for gallery: 27421 | Электромобиль «Кама-1»
15

Дело в том, что в ряде штатов США действует закон, по которому производители должны увеличивать у себя долю альтернативных источников энергии, за которые выдаются «зеленые» баллы. Tesla как крупнейший производитель «зеленой» продукции является и крупнейшим продавцом «зеленых» баллов другим производителям, которые не видят перспектив в электрокарах и продолжают изготавливать исключительно автомобили и грузовики с привычными двигателями внутреннего сгорания. Им выгоднее заплатить Tesla, чем вкладываться в развитие электрокаров.

Нет хороших субсидий

Покупать электрокары за свои средства не станет ни один автомобилист, привыкший к обычным автомобилям. Причем это касается не только российских, но и иностранных потребителей, поэтому за рубежом существуют программы субсидирования продаж. В Европе и США доплата государства составляет около трети стоимости машины, что делает этот вид транспорта конкурентоспособным.

Читайте также
Kia Soul EV
7 самых дешевых электромобилей с пробегом
Мы выяснили цену входного билета в мир машин на электротяге, сулящий бесплатную парковку в Москве, дешевую зарядку и отсутствие транспортного налога в ряде регионов

В России таких субсидий еще нет, а цены высоки уже сейчас. К примеру, по информации независимого конструкторского бюро «Спектр» стоимость электрокара Lada приближается к 3,5 млн рублей, при том, что цена батареи превышает 2,5 млн рублей.

Электрокар предлагается в стандартном кузове примерно с теми же опциями и уровнем отделки, что и в обычной стандартной машине, а значит комфорт передвижения будет примерно одинаковым, что и при покупке старой модели с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Экономия же на электричестве не настолько велика, чтобы быстро окупить затраты на покупку электрокара.

Сложности с зарядкой

Неудобна и подзарядка батареи. Если процесс заправки машины топливом занимает сейчас 5−10 минут, то любая современная АКБ набирает заряд в 80% за 30−40 минут. Причем источник энергии еще надо поискать.

Если заряд закончится за городом, то съездить с канистрой на ближайшую АЗС уже не получится. Придется вызывать эвакуатор.

slide image for gallery: 23372 |  Jaguar I-Pace
slide image for gallery: 23372 |  Jaguar I-Pace
slide image for gallery: 23372 |  Jaguar I-Pace
slide image for gallery: 23372 |  Jaguar I-Pace
slide image for gallery: 23372 |  Jaguar I-Pace
8

Батарея капризна в эксплуатации. Ее нельзя часто заряжать на 100% и разряжать до 0%. Лучше всего держать заряд в пределах 20−80%. Электромобиль не должен оставаться длительное время без движения. Простой в течение нескольких недель ему противопоказан.

Маленький срок службы

Батареи электромобилей чувствительны к температурам. Они одинаково плохо переносят крайне высокую и слишком низкую температуру. В жаркую погоду при перегреве батареи происходит ее деградация. При правильном использовании деградация будет составлять в среднем 2% в год. При сильном перегреве аккумуляторы разрушаются активнее и их ресурс снижается по 8−11% в год. Запас хода будет неизменно сокращаться, и на полной зарядке электрокар в лучшем случае проедет 100−150 км.

В целом, срок службы аккумуляторов производитель определяет в 10−15 лет, а гарантия на них составляет восемь лет. А это значит, что уже через 10−13 лет ресурс батареи подойдет к концу, и автомобиль окажется обездвижен. Чтобы вновь вдохнуть в него жизнь, придется покупать новые аккумуляторы, которые стоят 2,5 млн рублей, что при большом возрасте машины уже нерентабельно. Следовательно, электрокар не продашь на вторичном рынке, как обычный автомобиль с ДВС, и не вернешь даже часть вложенных средств.

Контент недоступен

Поездки зимой

По законам физики, чем холоднее реагенты АКБ, тем медленнее их реакция, следовательно, доступен меньший пробег. Кроме того, при экстремальных температурах бортовой компьютер и вовсе может заблокировать резерв энергии в батарее для ее сохранности. Так делают электромобили Tesla, предупреждая, что часть накопленной энергии в электромобиле в холодную погоду может быть недоступна.

Резерв предусмотрен практически во всех современных батареях, потому что разрядка в полный ноль зимой недопустима. Поэтому в зимних условиях при низких температурах сокращение пробега составляет порядка 35%.

Владимир Гаврилов

Читайте также
Honda Odyssey
7 очень странных автомобильных опций
Иногда в стремлении угодить водителю или просто выделиться на фоне конкурентов компании оснащают свои модели довольно неординарными наворотами и аксессуарами