Как установить камеру фиксации нарушений возле дома

Эксперты по установке и обслуживанию комплексов фотовидеофиксации пустили Авто Mail.ru на свою «кухню» и рассказали всю правду о камерах, которые мы видим на дорогах каждый день

Не секрет, что к камерам фиксации нарушений ПДД, призванным обеспечивать безопасность на улицах, трассах и магистралях, большинство водителей относится как минимум с пренебрежением. Их недолюбливают за снимки машин для «писем счастья», сторонятся и побаиваются.

Но мало кто из водителей обладает полной информацией о таких комплексах: как, где и почему их расставляют, сколько всего камер в России и какие модели работают сейчас, например, в Подмосковье.

Где камеры никогда не появятся, а также как обычные жители и автовладельцы могут повлиять на появление таких комплексов возле их домов.

Авто Mail.ru расспросил об этом экспертов компании «МВС Груп», занимающейся установкой и обслуживанием около полутора тысяч комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД в Московской области и без малого 800 камер наблюдения системы «Безопасный регион».

Камера фиксации нарушений
Источник: МВС Груп

Сколько всего камер фиксации нарушений

В конце 2021 года на территории России функционировало в общей сложности 20 390 автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений. Из них 17 198 — стационарные и 3192 — передвижные. К слову, это почти на 300 единиц меньше, чем было в 2020 году. Однако уже скоро число таких камер на российских дорогах должно вырасти.

Национальным проектом «Безопасные качественные дороги» к 2030 году запланировано их увеличение на 250% по сравнению с 2017 годом, когда в России насчитывалось более 9 тысяч стационарных автоматических комплексов и почти 4,5 тысячи мобильных. В ближайшей же перспективе число камер на дорогах страны должно вырасти на 211% — к 2024 году.

Какие комплексы работают в Подмосковье

В Московской области на сегодняшний день функционируют четыре модели камер разного типа, рассказали Авто Mail.ru эксперты «МВС Груп». Это безрадарные «Форсаж», и «Скат», а также радарные «Автоураган» и «Оскон».

Первые ставятся исключительно стационарно, поскольку их настраивают с привязкой к определенному участку дороги и точкам на ней. Передвижные же бывают только радарными.

Современные комплексы могут определять скорость автомобилей до 250 км/ч, а некоторые и до 350 км/ч. Погрешность измерений таких камер составляет +/- 1 км/ч при скорости до 100 км/ч и +/- 2 км/ч при скоростях 100−255 км/ч. Все установленные на дорогах камеры фотовидеофиксации нарушений обязаны проходить проверку на соответствие ГОСТ.

Обслуживание камер фиксации нарушений ПДД
Обслуживание камер фиксации нарушений ПДД

Где и почему вешают камеры?

Поскольку решение о местах установки камер фиксации нарушений находится в ведении ГИБДД и региональных транспортных властей, они постоянно анализируют данные об аварийности, выявляя так называемые «очаги аварийности». Это участки дорог, где за короткий промежуток времени было зафиксировано много ДТП.

В таких местах с высокой степенью вероятности могут появиться комплексы фиксации нарушений. Кстати, если на проблемном участке после появления камер аварийность снизится, ГИБДД вправе принять решение об их демонтаже.

Согласно методике расстановки автоматических комплексов, описанной ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» «очагом аварийности» может быть признан участок дороги протяженностью не более 1000 м вне населенного пункта или отрезок дороги в 200 м в городе или деревне.

А еще на этих участках за последние 12 месяцев должно произойти 3 и более ДТП одного вида либо 5 и более аварий любых видов, в которых пострадали или погибли люди. Существуют и ограничения на установку камер. В частности в населенных пунктах их нельзя вешать ближе 1 км друг от друга, а вне населенных пунктов между комплексами должно быть не меньше 5 км.

Впрочем есть исключения. Камеры могут поставить и чаще в зависимости от мест концентрации ДТП и потенциальных аварийно-опасных участков дороги. В исключительных случаях ГИБДД имеет право размещать комплексы там, где аварийности нет, но эти места потенциально опасны.

Например, возле детских садов, школ, институтов, а также у других социально значимых объектов, на новых участках дорог с предпосылками к нарушениям ПДД и аварийности.

Где бессмысленно ставить камеры?

Главным фактором, влияющим на количество жертв аварий, является высокая скорость. Чем быстрее едешь, тем сильнее удар и тяжелее последствия для участников ДТП. Самое важное, что делают камеры — снижают скорость транспортного потока.

Это в свою очередь уменьшает число травм и смертей в авариях. Впрочем, есть и ряд других факторов, влияющих на столкновение машин. Это и дисциплинированность водителей, и соблюдение правил пешеходами, над которыми камеры фотовидеофиксации нарушений не властны.

Камера фиксации нарушений
Источник: МВС Груп

Среди причин частых ДТП также могут быть качество дороги и дорожная инфраструктура. Поэтому если на этапе анализа «очагов аварийности» главной причиной аварий будет признана не скорость, а что-то другое, камеры в этом месте могут и не появиться.

Например, если наибольшая часть ДТП на участке дороги случается ночью, то возможно причиной этого является плохая освещенность. Поэтому первым делом там поставят столбы освещения. Камеры в этом случае не помогут.

Могут ли камеры появиться по просьбе жителей?

Каких-либо механизмов, напрямую направленных на то, чтобы с помощью жителей или водителей выявлять места, где необходимо установить контроль за соблюдения ПДД, на сегодняшний день нет.

Однако есть такие платформы, как, например, подмосковный сервис «Добродел», где жители могут оставлять свои пожелания о том, какие улучшения они хотели бы видеть в своем районе.

«Решения о том, где будут установлены комплексы, принимает ГИБДД, — пояснил юрист Андрей Моисеев. — Поэтому можно обращаться с предложениями напрямую к ним. Ценнее будет, если это коллективное обращение. Обычно на такую организованную гражданскую активность власти реагируют быстрее».

Сергей Удачин