В каких случаях «лежачий полицейский» может навредить автомобилю

Иногда встреча с искусственной неровностью заканчивается плачевно для транспортного средства. Чего надо опасаться?

Некоторые водители думают, что искусственная неровность не может навредить автомобилю, так как она установлена дорожными службами под контролем ГИБДД. Они ошибаются, потому как не всегда подобные объекты соответствуют ГОСТам.

Даже на невысоких скоростях они представляют опасность для транспортных средств. Как распознать нестандартный «лежачий полицейский» и избежать ущерба?

Лежачий полицейский
Источник: Unsplash

Ямка перед неровностью

Все искусственные неровности регламентируются ГОСТ Р 52605−2006, который утвержден приказом Ростехрегулирования в 2006 году. Согласно стандарту, «лежачие полицейские» могут быть двух видов, а именно монолитные из асфальтобетона и сборно-разборные из высокопрочной резины или полимерных материалов, устойчивых к механическим повреждениям.

Самая большая опасность асфальтобетонных «лежачих полицейских» — это низкая прочность материала. Через два зимних сезона он начинает активно крошиться. Причем сильнее всего выработка заметна в местах соприкосновения колес с искусственной неровностью. Там образуется ямка, которая увеличивает высоту искусственной неровности.

Максимальные разрушения наблюдаются после зимнего сезона в мае, когда заканчивается весеннее вспучивание отмерзающей почвы. Такая ямка плохо различима издалека и поэтому опасна. Даже на небольшой скорости автомобиль, попав в ямку колесами, может зацепить край искусственной неровности бампером.

Хуже всего, если ямка образуется за бугром. Тогда машина проседает на пару-тройку сантиметров вниз, и есть риск погнуть порог.

Разметка стерлась

Почти все водители сталкивались с ситуацией, когда «лежачий полицейский» оказывается незаметен на дороге. Зимой белая разметка стирается, знаки пропадают, и искусственный бугор сливается с серым асфальтом на дороге.

Лежачий полицейский
Источник: Unsplash

В сумерки и ночью он замечается только в нескольких метрах перед машиной, отчего водитель не успевает снизить скорость. В итоге он начинает экстренно тормозить, нагружает передние амортизаторы, сокращая тем самым их ход, и влетает на 50−60 км/ч в крепкий асфальтовый бугор.

Не всегда такие удары идут на пользу амортизаторам. После удара водитель инстинктивно отпускает тормоз, и автомобиль при проезде неровности задними колесами высоко подпрыгивает вверх.

Содержимое багажника встряхивается и подлетает. Если там есть трехлитровые банки с солеными огурцами или иная тара с жидкостями, то при подобных скачках велик шанс запачкать багажник.

Не по стандарту

Нередко искусственные неровности устанавливаются не по стандартам. Если искусственная неровность по высоте превышает профиль покрышки, то при скоростном проезде можно повредить резину и даже поломать легкосплавный диск.

Импульс удара настолько велик, что амортизаторы и пружины не успевают погасить кинетическую энергию и направить ее вверх, отчего «лежачий полицейский» пробивает покрышку и таранит обод дорогого спортивного колеса с непредсказуемыми последствиями. Поэтому проезжать искусственные неровности необходимо ровно на той скорости, которая указана на знаках, а именно на 20−40 км/ч.

По стандарту длина «лежачего полицейского» должна быть не менее ширины проезжей части, а допустимое отклонение — не более 0,2 м с каждой стороны дороги. Максимальная высота монолитного асфальтобетонного «лежачего полицейского» не может превышать 0,07 м, а длина зависит от разрешенной на конкретном участке дороги скорости.

Лежачий полицейский
Источник: legion-media / Eugene Sergeev

Максимальная высота элементов сборно-разборной конструкции из пластиковых блоков должна укладываться в диапазон от 0,05 до 0,06 м включительно. Место установки должно иметь водоотвод, искусственное освещение.

Рядом должны ставиться предупреждающие знаки 5.20 и 1.17 «Искусственная неровность» и наноситься дорожная разметка 1.25 в виде шахматных квадратов.

Где нельзя ставить неровность

«Лежачие полицейские» нельзя устанавливать в ряде мест, в том числе на дорогах федерального значения или на региональных дорогах с четырьмя и более полосами движения; на мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и на проездах под мостами.

Не допускается ставить неровность на расстоянии менее 100 м от железнодорожных переездов, а также на подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным частям, автобусным и троллейбусным паркам.

Если автомобиль получил повреждение на «лежачем полицейском», то необходимо выяснить, соответствует ли искусственная неровность государственному стандарту. Если нарушения при установке обнаружатся, то есть вероятность, что ущерб удастся возместить через суд.

Владимир Гаврилов