Что делать, если автомобиль сломался в дороге

Как действовать, чтобы выйти из сложной ситуации с наименьшими потерями

Любой автомобиль может сломаться, но хуже всего, когда это происходит в дороге, вдали от городов и сервисных станций. Что предпринять в такой ситуации и как заранее минимизировать риск таких неприятных сюрпризов?

Убираем автомобиль с проезжей части

Если у машины внезапно не отвалилось колесо, а она просто заглохла или зажглась какая-то из контрольных ламп, предписывающая немедленно остановиться, то надо при первой же возможности съехать на обочину или на любой примыкающий выезд. 

Далее следует включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. За невыполнение этих требований по статье 12.20 КоАП РФ сотрудники ГИБДД могут вынести предупреждение или наложить штраф в размере 500 рублей. В темное время суток также нужно включить габаритные огни. 

Лампа
Источник: Travis Soule

Выясняем причины вынужденной остановки

Некоторые технические неполадки легко диагностировать. Если зажглась контрольная лампа (например, о низком давлении масла или уровне охлаждающей жидкости), то можно проверить это под капотом автомобиля – и не забываем при любых работах надевать светоотражающий жилет. 

Если поломка не связана с внешними факторами (например, после попадания в яму), а что-то вдруг перестало работать, то не лишним будет проверить блок предохранителей (в машине их обычно несколько, со схемой расположения поможет справиться инструкция по эксплуатации). Бывает и так, что водителям банально не хватает топлива, чтобы дотянуть до ближайшей АЗС

Оцениваем возможность самостоятельного ремонта

Если требуется просто доливка технических жидкостей или замена предохранителя, но их нет с собой в машине, то можно попробовать остановить какую-то из попуток и доехать до ближайшей АЗС или автомагазина. Бывает, что пропадает зарядка аккумулятора из-за обрыва ремня генератора – в этом случае потребуется не только сам ремень, но и инструмент для его замены. 

Не исключено, что кто-то из встречных или попутных водителей сможет помочь устранить поломку, имея опыт ремонта конкретных моделей автомобилей, но многие современные машины «на коленке» уже не починить.

Ремонт автомобиля
Источник: legion-media / Tero Vesalainen

Что делать, если на месте устранить поломку не получается?

При покупке нового автомобиля у владельца есть право в течение нескольких лет пользоваться фирменной помощью на дороге – от него требуется лишь дозвониться до оператора и рассказать суть проблемы, а дальше ожидать эвакуатор. Во всех остальных случаях нужно добраться до ближайшего автосервиса.

Отбуксировать машину с механической коробкой передач не составит никаких проблем, а вот с автоматическими трансмиссиями следует обращаться бережно – допускается буксировка на расстояние не более 30-50 км и со скоростью до 50 км/ч. 

Если буксировка строго запрещена инструкцией по эксплуатации или у машины отсутствует крюк или проушина спереди, то тогда необходимо вызывать эвакуатор. Здесь также есть нюанс – все современные машины оснащаются электромеханическим «ручником», который не всегда можно разблокировать, если двигатель не заводится. В таком случае обычный эвакуатор не подойдет, нужен грузовик с манипулятором.

Как снизить риск поломок на трассе?

Разумеется, все неприятности предусмотреть невозможно. Но, отправляясь в дальнюю поездку, не лишним будет провести техническое обслуживание или хотя бы осмотр автомобиля на подъемнике – проверить уровни жидкостей, состояние шин, запасного колеса и подвески.

С собой стоит взять канистру масла, антифриза и топлива (если по маршруту мало АЗС), набор предохранителей и инструментов, буксировочный трос, насос или компрессор и светоотражающие жилеты. Можно также заранее найти контакты местных эвакуаторов и автосервисов, если по пути не слишком хорошее качество мобильного интернета. Также рекомендуем всегда иметь в машине запас воды, еды и теплые вещи (в холодное время года).