Транссибирская магистраль

Транссибирская магистраль: поезда пойдут быстрее

Рассказываем историю Транссибирской магистрали и о том, как сейчас выглядит эта важнейшая железнодорожная ветвь

Главная транспортная артерия

История Транссиба насчитывает уже более 100 лет: идея соединить европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком возникла еще в середине XIX века. Только железная дорога могла справиться с интенсивным грузовыми и пассажирскими потоками. В 1891 году император Александр III издал указ о закладке Великого Сибирского пути. Эта стройка стала по-настоящему масштабной. Финальной точкой стал введенный в эксплуатацию в 1916 году мост длиной 2590 метров через реку Амур в Хабаровском крае. Он замкнул рельсовый путь.

С того момента Транссибирская магистраль получила сквозное движение без природных препятствий и стала самой длинной железной дорогой в мире.

Сложно переоценить экономическое и политическое значение Транссиба. Транссиб был и остается транспортной артерией, соединяющей западную границу России с восточной, ускоряя доставку товаров из Азии в Европу.

Забайкальская железная дорога

Протяженность Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока составляет 8,3 тысячи километров. Сложнее всего было построить забайкальский участок Транссиба.

Строители Забайкальской железной дороги столкнулись с огромным количеством трудностей из-за особенностей ландшафта и климата: хребтами, реками, болотами, вечной мерзлотой и жестокими морозами. Гористый рельеф тоже усложнял строительство, именно на Забайкальском участке находится самая высокая точка Транссибирской магистрали, которая проходит через Яблоновый хребет на уровне 1019 метров. Еще одним «узким местом» стал Керакский тоннель на перегоне Ковали-Ульручьи.

Керакский тоннель
Керакский тоннель
Керакский тоннель
Керакский тоннель

Чем интересен Керакский тоннель?

Старый двухпутный Керакский тоннель длиной 910 метров построен в 1910—1911 годах. За сутки через него проходит в среднем 80 пар поездов. Из-за серьезной загрузки и эксплуатации в сложных условиях тоннель уже не отвечает требованиям безопасности и пропускной способности.

Еще один тоннель

В рамках национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» планируется нарастить транзитный контейнеропоток в 4 раза и доставлять грузы из Азии в Европу за 7 суток. Для этого в прошлом году начали строить новый двухпутный Керакский тоннель. Он находится в 30 метрах от старого, который еще послужит в дренажных и эвакуационных целях.

В апреле 2022 года проходка верхней части нового тоннеля была выполнена на 70%. Работы идут круглосуточно, с двух сторон одновременно. Встреча проходческих бригад запланирована к осени 2022 года, после чего начнется внутренняя железобетонная отделка тоннеля.

Новый Керакский тоннель позволит увеличить скорость движения поездов и пропускную способность на забайкальском участке Транссиба.

Керакский тоннель
Керакский тоннель
Керакский тоннель
Керакский тоннель
Керакский тоннель
10

Национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», запущенный Президентом РФ Владимиром Путиным в 2019 году, влияет на достижение национальной цели развития Российской Федерации «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».

По федеральному проекту «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог», входящего в нацпроект, идут мероприятия по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей для увеличения транзитного контейнеропотока в 4 раза.