Как законно получить красивые номера на машину

Авто Mail.ru рассказывает, как официально получить «красивый» номер и не пожалеть об этом
Лучников Алексей

Разговоры о том, чтобы получение «красивых» номеров вывести из тени и поставить на законные рельсы, направляя вырученные деньги в бюджет, идут уже несколько лет, однако волевого решения по-прежнему не принято. В итоге тем, кто считает хороший автомобиль с обычными номерами чем-то вроде дорогого костюма с дешевым галстуком, приходится искать обходные пути. О них и поговорим.

Номер
Источник: legion-media / MikroKon

Существующая сегодня процедура регистрации транспортных средств не предусматривает возможности получить определенную комбинацию букв и цифр по желанию собственника. Тем не менее, поскольку спрос на такие услуги стабилен, давно найдены обходные пути получить вожделенную комбинацию.

Приобретение номеров у сотрудника Госавтоинспекции грозит покупателю тюрьмой

Начнем с самого рискованного. Попытка решить этот вопрос через вознаграждение сотруднику ГИБДД, как напрямую, так и через посредника, чревата неприятными последствиями для всех. К слову, руководство Госавтоинспекции активно борется с этой кормушкой, в том числе путем реализации алгоритма выбора буквенно-цифровой комбинации случайным образом посредством ведомственной компьютерной программы. Однако находчивые дельцы научились обходить и эти препоны.

За взятку наказывают не только берущего, но и дающего. «Потолок» ответственности по статье 291 УК РФ за дачу взятки в крупном размере (более 150 тысяч рублей) — до 12 лет лишения свободы, в особо крупном (более миллиона рублей) — до 15 лет.

Поскольку инициатива в таких ситуациях всегда идет от автовладельца, рассчитывать на освобождение от ответственности на том основании, что деньги с него вымогали, не приходится. Поэтому категорически не советуем идти этим путем.

Выдача автомобильных номеров серии 799
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Получить заветные номера можно только вместе с машиной

Второй вариант выглядит менее опасным, хотя и здесь есть некоторые нюансы, о которых чуть позже. Суть заключается в том, чтобы найти владельца машины с нужной комбинацией и уговорить уступить ее вам. Конечно, можно поискать таковых среди знакомых или обратиться напрямую к счастливому обладателю прямо на улице, но выбор в таких случаях всегда очень ограничен, да и не факт, что эти персоны захотят уступить номера вам.

В то же время на просторах нашей страны всегда найдутся те, кто не прочь пойти на это за определенную плату, размер которой варьируется от символических 5−10 тысяч за простой «зеркальный» номер, до миллионов за особо престижные комбинации букв и цифр. Поэтому было бы странно, если бы на этом поле не появились многочисленные посредники, которые и сводят страждущих между собой.

При этом надо отдавать себе отчет в том, что таблички, которые авто- и мотовладельцы получают в ГИБДД, формально им не принадлежат, а остаются в собственности государства. Ну, а те деньги, которые они уплачивают через банк, — это не цена регистрационных знаков, а государственная пошлина за совершение юридически значимого действия, связанного с постановкой транспортного средства на учет. Следовательно, понятие покупки и продажи номеров в дословном толковании не имеет смысла. По сути, предметом сделки является лишь набор букв и цифр, не имеющий физического воплощения.

Выдача автомобильных номеров серии 799
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Для получения нужных регистрационных знаков придется регистрировать на себя чужой автомобиль

Чисто технически процедура выглядит довольно просто. Поскольку сами по себе регистрационные знаки нельзя передать от одного владельца другому, они могут сменить хозяина только вместе с машиной, за которой зарегистрированы. Обычно для этих целей коммерсанты содержат целый парк сильно потрепанных жизнью авто, преимущественно российского производства.

Машина регистрируется с «красивым» номером, а потом вместе с ним продается страждущему за определенную плату (очевидно, что в договоре купли-продажи будет указана символическая сумма). После этого новый владелец перерегистрирует ее на обычных номерах, а высвободившиеся знаки сохраняет за собой, чтобы потом зарегистрировать на них свою реальную машину. «Машина-прокладка» же возвращается обратно к коммерсантам через еще одну сделку купли-продажи. Она повторит подобную манипуляцию еще не один десяток раз, прежде чем прекратит свой земной путь.

Выдача автомобильных номеров сотрудниками ГИБДД
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Есть ли риски у этого пути? Есть. Первый из них связан с тем, что, поскольку этот бизнес по понятным причинам теневой, рассчитывать на защиту закона не приходится. Если покупателя решат тем или иным образом обмануть, вернуть потраченные деньги, скорее всего, не получится. Причем сбой может произойти и без умысла коммерсантов.

Например, если из-за преклонного возраста «машины-прокладки» была повреждена маркировка, из-за чего в регистрационном действии было отказано. Конечно, в определенной степени от подобного варианта можно подстраховаться, оговорив уплату денег после окончания всех манипуляций, но еще раз повторим, что в «тени» все гарантии достаточно условны.

Выдача номеров
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Сделка может вызвать вопросы у налоговых органов

Могут возникнуть вопросы и к лицу, получившему доход, скрытый от государства и, следовательно, налогообложения. Причем задать его могут не только профессиональному торговцу регистрационными знаками, но и простому владельцу красивого номера, у которого «товар» приобретается коммерсантами по аналогичной схеме. Впрочем, судебные перспективы в этом случае весьма туманны.

Наконец, третий нюанс, который необходимо иметь в виду, заключается в том, что, продавая машину, которая была в собственности менее трех лет, надо декларировать полученный доход. Сделать это надо до 30 апреля года, следующего за годом сделки. Понятно, что реальный доход никто не покажет, но сам факт неподачи в срок декларации — повод для штрафа от налоговиков. Сумма относительно невелика. Тем не менее об этом покупатели номеров, на которых, напомним, на короткое время регистрируется «машина-прокладка», часто забывают.